Еврейское настроение русского пейзажа. Лучшее от Исаака Левитана

На модерации Отложенный

Филипп Марков

 

© Babr24.com

КУЛЬТУРАСОБЫТИЯРОССИЯ

 

Еврейское настроение русского пейзажа. Лучшее от Исаака Левитана

 

Природу украшать не надо. Надо почувствовать её суть
и освободить от случайностей.
Исаак Левитан

30 августа исполнилось 160 лет со дня рождения великого русского художника, признанного мастера пейзажа, академика Императорской академии художеств Исаака Левитана.

 

Исаак Левитан. Портрет кисти Валентина Серова (фрагмент)

Один из лучших русских пейзажистов родился 18 (30) августа 1860 года в посаде Кибарты Царства Польского (сейчас город Кибартай, территория Литвы) в небогатой еврейской семье. Спустя примерно десять лет семья переехала в Москву.

В 13-летнем возрасте Исааку удалось поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где уже два года учился его старший брат Авель.

Учиться было непросто, поскольку некоторые преподаватели были убеждены, что «русский пейзаж – дело коренных русских художников» (цитата по К. Паустовскому), а еврей не способен прочувствовать русскую природу.

 

«Вообще, не надо очень розово представлять себе перспективу обучения живописи. Живой пример – я. Сколько усилий, трудов, горя, пока выбился на дорогу», – писал впоследствии художник, вошедший в историю как «мастер пейзажа настроения».

 

Своими успехами в учёбе, выставочными медалями и всем последующим творчеством Исаак Левитан доказал ошибочность антисемитских настроений педагогов и по праву вошёл в число величайших русских пейзажистов.

Сегодня имя Левитана стоит в одном ряду с именами Ивана Шишкина, Василия Поленова, Архипа Куинджи, Алексея Саврасова, а его пейзажами наслаждаются посетители Третьяковской галереи, Русского музея, многих других музеев и частных собраний.

Великий пейзажист прожил всего 39 лет, однако его наследие насчитывает более 900 картин, этюдов, рисунков и эскизов. К юбилею мастера мы по традиции собрали наиболее известные его работы.

 

 

 

Солнечный день. Весна, 1876-1877. Хранится в частной коллекции

 

 

 

Осенний день. Сокольники, 1879. Хранится в Третьяковской галерее

 

 

 

Перед грозой, 1879. Хранится в Нижегородском художественном музее

 

 

 

Дуб, 1880. Хранится в Третьяковской галерее

 

 

 

Саввинская слобода под Звенигородом, 1884. Хранится в Третьяковской галерее

 

 

 

Берёзовая роща, 1885-1889.

Хранится в Третьяковской галерее

 

 

 

Вечер. Золотой Плёс, 1889. Хранится в Третьяковской галерее

 

 

 

После дождя. Плёс, 1889. Хранится в Третьяковской галерее

 

 

 

Избушка на лугу, 1880‑е. Хранится в Костромском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике

 

 

 

Тихая обитель, 1890. Хранится в Третьяковской галерее

 

 

 

У омута, 1892. Хранится в Третьяковской галерее

 

 

 

Вечерний звон, 1892. Хранится в Третьяковской галерее

 

 

 

На озере (Тверская губерния), 1893. Хранится в Саратовском художественном музее

 

 

 

Над вечным покоем, 1894. Хранится в Третьяковской галерее

 

 

 

Март, 1895. Хранится в Третьяковской галерее

 

 

 

Озеро Комо, 1895. Хранится в Русском музее

 

 

 

Осенний пейзаж с церковью, 1893-1895. Хранится в Третьяковской галерее

 

 

 

Цветущие яблони, 1896. Хранится в Третьяковской галерее

 

 

 

Весна. Большая вода, 1897. Хранится в Третьяковской галерее

 

 

 

Озеро, 1899-1900. Хранится в Русском музее

 

 

Фото: gallerix.ru, art.biblioclub.ru, artchive.ru