История идет по спирали.
На модерации
Отложенный
История движется по спирали
«Господа буржуины! Вы послушайте нечто!
Над морскою пучиной был Голландец замечен.
Он опять реет в небе. А вы, верно, не знали?
Все идет не линейно, все идет по спирали.
Значит, нечего цыкать, подождите немного! Начался новый цикл – все повторится снова.
Как Голландец Летучий начал вновь свои рейсы, так назавтра сквозь тучи вы увидите крейсер.
Счас не скажешь, что может появиться он скоро – он давно не был в море, он цепями прикован,
Он стоит под арестом, чтобы в море не вышел.
Но взбунтуется крейсер, зов Голландца услышав.
Он внезапно воспрянет, встрепенувшись по-зверьи,
От цепей с якорями полетят к чорту звенья,
И поднимутся мрачно, букву «Ш» образуя,
Три трубы, как три мачты, как Нептуна трезубец.
Вы про свой позабыли перед ним страх угрюмый.
Вы вчера на нем пили и уделали трюмы.
Вы решили, что в небыль скоро путь он наладит.
Но смотрите! На небе уже виден Голландец!
Значит, жизнь обновила календарные числа.
То, что было, не сплыло. Значит, скоро помчится
По синеющим гладям сквозь шторма и сквозь штили
Не Летучий Голландец, а летучий балтиец..
Значит, все вы стоите одной лапой в могиле.
Вы сегодня царите, но на завтра другие,
Взявши курс к своей цели, вам на зло выйдут в море
На сорвавшейся с цепи на воскресшей «Авроре».
Он появится скоро. Помешаете? Как же!
Можно тыщи законов написать и указов,
Можно силы наладить всех флотов и флотилий,
Но вернулся Голландец и вернется балтиец.» ( Владимир Платоненко)
Про то, что история движется по спирали, нам рассказывали еще на уроках в школе.
Но почему так происходит, никто не объяснял. Наблюдая за тем, как с каждым месяцем все стремительнее страна скатывается в 1917-й, возникает вопрос: ну почему?!
Большевики пришли к власти в России не в один день. Революция зрела несколько десятилетий. Кому интересно повторение истории?
Вот посмотрим на Францию.
Франция заплатила за свою революцию цену едва ли не большую, чем Россия за свою.
Экономические последствия Французской смуты конца 18 века, катастрофичны. Эта революция была вовсе не буржуазной, а во многом даже антибуржуазной.
Во-первых, никакого долгого экономического кризиса и упадка во Франции перед революцией не было. Проблемы возникли только перед самой смутой (революцией) — двухлетний неурожай вызвал рост цен на хлеб, а из-за вмешательства в войну за независимость США был набран большой внешний долг, на выплату которого шло до половины расходов бюджета. В целом экономика Франции быстро росла, сельское хозяйство выросло с начала 18 века века на 70%, в стране началась промышленная революция, а рост внешней торговли в 1760-е — 1780-е был столь масштабен, что позволил покрыть все потери, связанные с утратой французских колоний в Семилетней войне 1756-1763 годов.
Во-вторых, движущей силой революции была вовсе не буржуазия и не третье сословие. Предприниматели пострадали от революции сильнее прочих (отъём собственности, репрессии, убытки из-за экономического кризиса), при этом 50% предприятий принадлежали дворянам, 10% — церкви и оставшиеся 40% — собственно третьему сословию. Реальным двигателем революции была так называемая образованная элита - идеологически накачанная публика из литературных салонов, которая сумела организовать в своём «малом обществе» некое подобие демократии и наивно мечтала распространить эти салонные порядки на «большое общество». Впоследствии многие революционеры погибли под ножом гильотины (а остановлены репрессии были лишь тогда, когда всем желающим поделиться с обществом своими радикальными идеями заткнули рот после термидора).
В-третьих, экономические потери от французской революции были очень и очень велики. Промышленность к 1800 году упала до 60% от уровня 1789 года и восстановилась лишь к 1812 году, даже несмотря на крупные военные заказы (23 потерянных года!). Внешняя торговля вернулась к уровню 1789 года лишь в 1825 году (36 потерянных лет).
Сельское хозяйство вернулось к дореволюционному уровню урожайности лишь к середине 19 века (около 60 потерянных лет). Франция навсегда отстала от Великобритании в международной торговле, науке и технике и строительстве мировой колониальной империи.
Таковы печальные выводы французских учёных, которые в 20 веке занялись изучением не только политической истории Французской революции, но и её экономических последствий.
Всего этого не знали, а точнее не хотели знать российские революционеры конца 19-го — начала 20 веков. Будучи по происхождению, а главное по самосознанию, людьми нерусскими, они не задумывались, стоит ли ставить столь опасный и жестокий эксперимент именно на России.
Неужели наша власть так плохо знает историю? Неужели толпа аналитиков, прогнозистов и иных приближенных предсказателей способна лишь, прогнувшись, подобострастно вилять хвостом и рисовать красивые проценты согласия? Почему никто - НИКТО из них! - не объяснит, к чему приведет в долгосрочной перспективе спектр их решений? Действующая власть может занимается, по существу,самолюбованием. Этакого благоденствия может даже хватить на их остаток жизни.
Но неужели они верят, что те же сладостные дни продолжатся для их детей и внуков? Неужели не понимают, что собственными руками копают глубокую яму, расширяющуюся до размеров пропасти?
Да, пока протесты Хабаровска и "проплаченных хомячков" игнорируются и сами собой сходят на "нет". Но ведь это только видимость. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: ничто не стоит на месте, не остается неизменным. Там, где прежде выходили на улицы 10-20 человек, теперь идут тысячи. Там, где все делали вид, что довольны, - поднимаются с теплых диванов и посматривают в окно. На тех, кто уже вышел. Раньше или позже, но количество неизбежно перерастет в качество. И за плакатами вырастут баррикады.
Зачем толкать народ к тому, что уже было пройдено? Зачем провоцировать катаклизмы, которые уже были в истории, результат которых заведомо известен? Зачем повторять ошибки своих предшественников?
По привычке считая, что "с нами этого не случится, потому что не случится никогда"?
Репрессии, закручивание гаек, ужесточение законов, опора на армию и полицию - все это уже было в российской и мировой истории многократно. Итог всегда был одним и тем же: крах Империи. Обрушение колосса.
История - не физика, химия, математика или даже философия. Ее делают люди.
Но невозможно, совершая одни и те же действия, ждать другого результата. Человеческая психика, как и много столетий назад, инертна. Развитие технологий меняет лишь одно: скорость распространения информации.
В целом же реакция населения на действия власть имущих остается прежней. Любая просьба от народа, даже переходящая в требование, попросту игнорируется. Накал протеста от этого лишь нарастает. Стадия глухого роптания - процесс временный.
И если продолжать дразнить собаку, рвущуюся с цепи - какое-то из звеньев все равно окажется слабее. И вслед за казненными декабристами и повешенным Александром Ульяновым придет Ульянов Владимир.
Вырастет. Сумеет. Организует. "Отомстит за брата".
Да, организованному движению часто предшествует бессмысленный, безрезультатный бунт. Пугачёвщина.
Но стоит ли только поэтому недооценивать его влияния? Следует ли лишь поэтому пренебрежительно отмахиваться от него? Ведь никому неизвестно, что последует за этим днем. Протест, как любая стихия, непредсказуем. Ни один здравомыслящий человек не хочет плохого - себе, стране, своим детям. Но когда его загоняют в угол - мало думает о последствиях. Также, как сейчас не думает о последствиях власть, решившая, что умнее всех.
История развивается по спирали. Это факт. Всего лишь потому, что вершащие ее люди не меняются и повторяют раз за разом те же ошибки.
Жаль. Ведь так хочется верить, что человечество способно учиться, меняться, расти. Но пока незаметно. И в Бастилии вновь качаются камни...
Комментарии