В 1779 году сверхсуровый режим содержания Дарьи Салтыковой был смягчён. Заключённую перевели в каменную пристройку к храму, в которой было небольшое зарешеченное окно. Посетители храма могли не только заглядывать в это окно, но и беседовать с узницей, другое дело, что Салтычиха была не очень словоохотлива. Как писал историк П. Кичеев в журнале «Русский архив», когда любопытствующие собиралась у застенка Салтыковой, арестантка «ругалась, плевала и совала палку сквозь открытое в летнюю пору окошечко».
По свидетельству статского советника Петра Михайловича Рудина, в пору своего детства бывавшего в Ивановском монастыре, упомянутое окошко было задёрнуто жёлтой занавеской, и каждый, кто хотел взглянуть на узницу, мог её самовольно одёрнуть. Воочию лицезревший Салтыкову Рудин отмечал, что «она была в преклонных летах и полна, а по её поведению казалось, что она лишена рассудка».
Ещё одну интересную подробность заключения Салтычихи автору журнала «Русский архив» Кичееву поведал современник душегубицы, знаток старины Павел Фёдорович Коробанов. По его словам, пищу Салтыковой приносил караульный солдат: сначала он подавал её в окошко, затем стал входить в двери. И вот однажды барыня разродилась, и случилось это на пятидесятом году её жизни. Разумеется, в содеянном обвинили охранника: по слухам, «любовника» подвергли публичной порке и отправили в штрафную роту. Было это на самом деле или нет, никто доподлинно не знает.
Скончалась Дарья Салтыкова 27 ноября 1801 года, в общей сложности она провела в заточении 33 года. На момент смерти ей был 71 год. Похоронили Салтычиху на кладбище Донского монастыря, где покоилась вся её родня. Надгробие одиозной помещицы с изрядно потёртой надписью можно увидеть и сегодня.
Салтыкова до конца своих дней так и не выказала хоть малейшего раскаяния в содеянном. Современные криминалисты уверены в том, что маниакально одержимая преступница страдала психическими расстройствами. Специалисты сегодня ставят ей такой диагноз, как эпилептоидная психопатия, некоторые предполагают, что вдобавок она была латентной гомосексуалкой. Так или иначе, тайну своей личности Салтыкова унесла с собой в могилу.
Комментарии