СТАРОСТЬ. ПОПЫТАТЬСЯ ОТОДВИНУТЬ, ИЛИ ДОСТОЙНО ВСТРЕТИТЬ?

На модерации Отложенный

Все проходит, все меняется. Молодость, зрелость, неминуемая старость. Конечно, современная пластическая хирургия может прекрасно потворствовать желанию людей выглядеть молодо.  Например, дама в 50 лет с помощью «большой» пластической операции, словно в машине времени, возвращается если не в свою молодость, то, как минимум на 10-15 лет назад. Некоторые так «преуспели» в своих «стараниях», что похожи на «вампирш», которые превратятся в прах от лучика солнца.

Но я не о них.  Если развивать  тему изменения внешности по естественным причинам, то мне кажется, что сложнее всего принять то, что внешне не выглядишь так, как чувствуешь себя внутри.

 Мне нравятся рассуждения Акунинского персонажа Фандорина, который размышляет, что самый существенный вывод, извлеченный из прожитых лет, сводился к предельно короткой максиме, которая стоила всех философских учений вместе взятых: стареть — это хорошо. «Стареть» означает «созревать», то есть становиться не хуже, а лучше — сильнее, мудрее, завершенней. Если же человек, старясь, ощущает не приобретение, а потерю, значит, его корабль сбился с курса.

          Из этого вытекает, что стареть нужно уметь. Ларош Фуко по этому поводу сказал, что очень не многие люди умеют становиться стариками. Старость должна быть – разумная, достойная и уравновешенная. Покой и воля, отрешенность и гармания. Я сделала еще один вывод о том, что человек, в итоге, становиться либо личностью, либо частью толпы.

            Но, достойная, разумная и уравновешенная старость затруднительна в нашем обществе по объективным причинам, потому что в нем не заложено понимание того, что старение уважаемо и почетно. Совершенно недостойное вознаграждение в виде пенсионного обеспечения, так же вопрос не третий. Здесь напрашивается сравнение «заграничных» пенсионеров, и «наших».

            Человеческая жизнь никогда не  будет состоять из одних только радостей.

Никому из нас не дано наглухо замкнуться в маленьком тихом мещанском мирке, полностью избежав волнений, избавив себя от ошибок, страданий, неудач. Но ни в каком возрасте нельзя устраняться от жизненных трудностей. Наоборот, использовать свой жизненный опыт, мудрость – ведь не даром говориться: если бы молодость умела, а старость могла. Нужно максимально выгодно использовать этот тандем. Основное свойство живого организма — постоянное самообнов­ление. Еще, процесс самообновления значительно интенсивнее проте­кает при работе, чем в состоянии покоя. Активный труд, нужность и полезность повышает жизнеспособность организма, замедляет старение.

Только в старости может прийти настоящая зрелость и мудрость, осознание безусловного значения жизни перед лицом смерти. У многих характер даже улучшается. Все мелочное неважное отпадает, на передний план выступает главное, "вечное".

Бывает, конечно, и наоборот. Приходят на ум некоторые комментарии «хорошо» взрослых гайдпарковцев – морщины «не доросли» до ожидаемых изменениях в извилинах. Тут, наверное, можно было бы применить понятие духовного возраста.

Свои рассуждения на тему хочу завершить словами А.Богомолец о том, что настоящая жизнь начинается в пятьдесят лет. В эти лета человек овладевает тем, на чем основываются истинные достижения, приобретает то, что можно отда­вать другим, познает то, чему можно учить, расчищает то, на чем можно строить.