«Обрубить хвосты», или как Россия лишила русофобские государства огромных денег

На модерации Отложенный

 

 

В 2014 году сразу после того, как западные страны объявили санкционную войну, Россия не только ответила тем же, но и заявила о том, что пересмотрит свое сотрудничество с теми государствами, в которых власти страдают русофобией.

Тогда на Западе и особенно в тех странах, которые получали огромные барыши от российского транзита, не восприняли эти слова всерьез. Мол, российские компании никуда не денутся. Все равно будут возить грузы через их порты.

Так думали во всей Прибалтике – здесь транзитные грузы проходили по территории трех стран - Литвы, Латвии и Эстонии. На Украине, где за счет российских грузов успешно жили порты Ильичевска, Одессы, Херсона и других и даже в Финляндии, куда поступала часть грузов, которые не могли перевалить прибалты, настолько он большой.

Морской порт Ильичевск (Украина) скоро может остаться без российских грузов

 

Морской порт Ильичевск (Украина) скоро может остаться без российских грузов

Уверенность западных и украинских «партнеров» базировалась на том, что у России в сфере портового хозяйства зияла огромная дыра. На протяжении многих лет этой части транспортной инфраструктуры уделялось мало внимания.

«Но не было бы счастья, да несчастье помогло».

Запад объявил санкции, а с присоединением Крыма в распоряжении России оказалось еще несколько портов – Евпатория, Севастополь, Феодосия, Ялта, Керчь.
Началось строительство Крымского моста и подъездных путей к морским портам. Одновременно на северо-западе в Ленинградской области начали развивать мощные проекты в Усть-Луге (см. главное фото) и Приморске.

Пока шло строительство, в транзитных государствах все было спокойно – там подсчитывали прибыли от транспортировки российских грузов.

Но в 2019 году все начало резко меняться – объем грузов упал примерно на 20 % на всех направлениях. Это результат того, что начал работать Крымский мост, а реконструкция портов на северо-западе было в большей части выполнено.

Подлинная же катастрофа разразилась уже в 2020 году. В одной только Латвии, которая до сего момента была основным транзитным направлением, объем грузов упал более чем на 30 %. Грузооборот рижского порта упал на 26,7 %, Вентспилса – на 41,1 %. Потери оказались настолько велики, что работа латвийских портов стала нерентабельной.

Сегодня большая часть Латвийской железной дороги простаивает

 

Сегодня большая часть Латвийской железной дороги простаивает

Еще выше оказалось падение железнодорожных перевозок через Латвию – более чем на 47 %. И это тоже сделало работу Латвийской железной дороги нерентабельной. Там впервые с момента получения независимости задумались о массовых сокращениях.

Такая же картина складывается и на Украине. Именно поэтому власти этой страны так страстно желали сорвать строительство Крымского моста. Сегодня, когда вслед за мостом и реконструкцией железной дороги, заработала еще и трасса «Таврида», у России вообще отпадает потребность в украинском транспортном коридоре.

Ситуация в этих транзитных государствах сложилась настолько острой, что в Латвии, например, раздаются призывы начать разговаривать с Россией на… русском языке. В Латвии власти хотят всеми способами сохранить более 200 предприятий, работавших в Рижском порту, и сохранить более 20 тысяч рабочих мест.

Но теперь все зависит от позиции России – захочет она продолжать сотрудничество или полностью откажется от транзита своих грузов через Прибалтику.