В долговой петле
На модерации
Отложенный
Увязшие в неподъёмных кредитах за период карантина медицинские учреждения готовы рухнуть под их тяжестью
Долговое болото неумолимо затягивает нашу экономику и социальную сферу на дно. И российское здравоохранение, похоже, претендует в этом «отрицательном росте» на лидерство. В докарантинный период долги медучреждений росли как снежный ком и, казалось, вот-вот погребут под собой всё наше здравоохранение.
НАПОМНИМ, что ещё в конце прошлого года, по данным мин-здрава РФ, задолженность медучреждений только трёх регионов — Ульяновской, Кемеровской областей и Красноярского края — совокупно составила более 3 млрд рублей. Но, как говорится, когда мы думали, что уже на дне, нам снизу постучали…
«Постучалась» пандемия. Уже и без того работавшие на пределе наши медучреждения вынуждены были приступать к антивирусным боевым действиям. Пришлось практически половину коечного фонда перепрофилировать в ковидные стационары. Пришлось внепланово закупать лекарства, оборудование, средства индивидуальной защиты, платить за свет и газ. Пришлось пойти на реально большие непредвиденные затраты. Многие поставщики понимали тогда, что нужно выиграть время, и поставляли свои товары и услуги в долг.
И вот первая волна эпидемии начала спадать, но долги так и остались долгами. По информации уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова, в разных регионах — Санкт-Петербурге, Московской, Костромской областях, Башкирии, Забайкальском крае, Калининградской, Челябинской областях, республиках Коми, Адыгея и др. — задолженность за период карантина выросла ещё на десятки и даже сотни миллионов рублей. Есть субъекты, как, например, Саратовская область, где эта сумма превышает 350 млн рублей. В Башкирии долги 14 медорганизаций перед 500 компаниями-поставщиками превышают 100 млн рублей, и эта сумма продолжает расти. Медучреждения Московской области задолжали около 250 млн рублей.
Возникает вопрос: кто должен платить? Вариантов, в общем-то, немного. Можно просто не отдавать долги предпринимателям и организациям, оказавшим свои услуги взаймы. В результате регионы ожидают массовые банкротства, в том числе и местного ЖКХ, и полный развал региональной экономики. В этом случае и схлопывание местной медицины будет предрешено: лечить людей не только от обычных болезней, но и бороться с пандемией будет просто не на что. Неизбежный переход в этом случае к платной медицине совершенно невозможен из-за массовой нищеты большинства населения.
Система финансирования нашего здравоохранения предполагает, что территориальные фонды обязательного медстрахования (ТФОМС) формируются главным образом за счёт субвенций федерального ФОМСа, иначе говоря, за счёт федерального бюджета. Логично было бы предположить, что кредитные пробоины в бюджетах ТФОМСов и ЛПУ должны быть заделаны именно из государственных средств. Однако власть делать это, мягко говоря, не торопится. Региональные власти и руководители ТФОМС и до того неоднократно жаловались на нехватку финансирования. Пандемия же поставила региональную медицину на край финансовой пропасти. А ведь вирус, напомним, ещё никуда не делся.
Власти предпочли идти проторенным путём: как-то само собой получилось, что за долги придётся отвечать… самим рядовым медикам.
Так, прокуратура Владимирской области сообщает, что в первом полугодии 2020 года самые большие долги — у больниц перед сотрудниками, которым обещали надбавки за COVID-19.
За полгода мерами прокурорского реагирования удалось ликвидировать задолженность по заработной плате в размере 80 млн рублей перед 1,5 тыс. работников. Благодаря калужским прокурорам произведён перерасчёт и выплачено больше 20 млн рублей более чем 1150 медицинским работникам.
Однако «экономия» на медиках приняла столь масштабный характер, что прокуратура просто не в состоянии реагировать на все случаи. Администрации ЛПУ идут на всякие ухищрения, чтобы или совсем не платить, или платить не в полном объёме обещанные президентом и установленные на региональном уровне надбавки за работу с ковид-пациентами. Например, хитро оплачивать лишь фактически отработанное время, а не всё время работы, иначе говоря, высчитывая по минутам непосредственное общение медиков с пациентами, у которых есть положительный тест.
Обстановка накаляется. На днях водители московской «скорой помощи» заявили, что перекроют подъезды к администрации президента РФ, если им не перечислят положенные «коронавирусные» премии. По словам первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ ГУП «Мосавтосантранс» Владимира Ивашкина, более 5500 столичных водителей «скорых» так и не получили ни одной выплаты за работу во время пандемии, хотя возили и возят ковидных больных, а многие уже заразились и переболели.
Врачи станции «скорой помощи» в Благовещенске утверждают, что им пришлось спасать ковид-пациентов без достаточных средств индивидуальной защиты, в результате чего десятки сотрудников переболели коронавирусной инфекцией и пневмонией, один из врачей погиб, а сейчас они не могут даже получить положенные им выплаты. К сожалению, такая ситуация в лечебных учреждениях страны стала типичной.
Как видим, решение проблемы ищется везде, но только не в изменении сложившейся системы обязательного медицинского страхования, которая и в докарантинное время едва справлялась с задачей сохранения здоровья населения. Мало того, система ОМС худо-бедно рассчитана на плановую работу, но никак не на экстренные ситуации в период пандемии. Поэтому инфекционная служба была одной из главных жертв «оптимизации», призванной сделать эффективной именно систему ОМС. Страшно представить, что случится с нашим здравоохранением и всеми нами, если медикам придётся бороться не со сравнительно облегчённым вариантом эпидемии, а вдруг человечество поразит злобный вирус со смертностью гораздо выше, чем менее 7 процентов у нынешнего коронавируса.
Кроме того, мы не можем исключать и страшных техногенных и экологических катастроф, терактов со множеством жертв и многого другого. Уже сейчас понятно, что наша страховая медицина к такому развитию событий совершенно не готова.
Для непосредственных наших героев, стоявших на передовой в борьбе с вирусом — врачей, медсестёр, других медработников, — это несовершенство выливается в то, что вместо аплодисментов и материального поощрения они получают зачастую лишь снижение зарплаты и невыплаты обещанного. А между тем эксперты предупреждают, что к нам подбирается уже вторая волна пандемии. Захотят ли обманутые предприниматели снова поставлять в долг товары и услуги, без которых невозможна будет никакая медицинская помощь? Будут ли вновь геройствовать обманутые медики? Увы, рассчитывать приходится разве что на чудо.
Мария ПАНОВА.
Комментарии