Чего же ты хочешь, мой белорусский брат?

На модерации Отложенный

Чего же ты хочешь, мой белорусский брат?

 

Опубликовала Татьяна Воеводина

 

 

Белорусская буча клубится и пенится уж две недели, а я до сих пор толком не поняла, чего же хотят белорусы.

 

 Чтоб Лукашенко ушёл?

 

 У братьев-белорусов – что, от этого будет больше денег, хлеба, мяса, квартир?

 

Странно, что спокойные, рассудительные люди, какими я помню белорусов по работе в 90-е годы, способны это вообразить.

 

Они хотят сменяемости власти?

 

И ради стого готовы рискнуть своим скромным благополучием?

 

Их научили, что сменяемость – это важнейшее требование демократии.

 

Так в этом, что ли всё дело – чтоб была механическая смена лица в телевизоре?

 

Если вдуматься – так и есть.

 

Надоело. Скучно. Всё одно и то же. Как надоевший муж: вроде ничего дурного в нём нет, но обрыд, мочи нет.

 

А скука, как показал наш общий с белорусами опыт Застоя и Перестройки – материал взрывчатый.

 

Стабильность люди ценят, только когда её лишаются.

 

А вот является ли сменяемость власти подлинным благом, да ещё таким, ради которого можно разбабахать своё государство – это большой вопрос.

 

С одной стороны, изменение, та же сменяемость – закон жизни.

 

«Когда дряхлеющие силы

 

Нам начинают изменять

 

И мы должны, как старожилы,

 

Пришельцам новым место дать…»

 

Словом, «Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть».Всё это так.

 

Но если спуститься с философских высот на более практический уровень осмысления реальности, то принудительная, механическая, обязательная сменяемость власти – не так абсолютно прекрасна, как пишут в политологических букварях.

 

 

Механическая сменяемость принципиально противоречит тому, что нынче принято вслед за Гумилёвым называть «длинной волей» – т.е. способностью долго, многие десятилетия преследовать какую-то цель, часто лежащую за пределами одной человеческой жизни.

 

Формальная демократия западного типа порождает коротенькие, буратиньи, мысли и выводит наверх юрких, очень поверхностных людей, чей горизонт планирования – до ближайших выборов.

 

Принудительная сменяемость – лучшая почва для проходимцев.

 

Странное дело, никого не возмущает, что директор школы или главврач больницы может занимать свою должность без ограничения времени, а первое лицо государства – должно механически сменяться...

 

Спору нет, у правителя накапливается усталость, замыливается глаз, слабнет то, что в советской партийной среде именовалось «чувством нового».

 

Меж тем одновременно накапливается опыт, формируется государственная мудрость, понимание людей.

 

Что перевесит? Трудно сказать наперёд, в каждом случае – это уникально. Первое лицо государства – профессия не массовая.

 

Механическая сменяемость власти может быть эффективна там, где в элитах и в обществе есть принципиальное согласие по базовым принципам.

 

А если нет? Тогда жизнь будет напоминать древнюю историю про камень Сизифа: предыдущая власть его с трудом затащила на гору, а при новой – он скатывается к подножью.

 

Сегодня в всём мире нарастает раскол и несогласие, притом по самым коренным, базовым вопросам.

 

 Не надо думать, что в Белоруссии или России – везде. Деиндустриализация – зло или благо?

 

В Америке на этот счёт согласия нет.

 

 Самостоятельное развитие или колония Запада? – это главный «русский вопрос».

 

Власть транснациональнх компаний или национального государства? Это вопрос мировой.

 

 Вообразите: приходит правитель, разделяющий принципы противоположные предыдущему. Сизифов камень с грохотом катится с горы.

 

Я вовсе не считаю Батьку гением, да и знаю его деятельность недостаточно.

 

По моему впечатлению, он провинциален, ему не хватает кругозора.

 

Но что в нём несомненно – он отождествляет себя со страной.

 

Он не «наёмный менеджер», который в случае чего – сольётся, а то и уйдёт на службу к тому, кто больше заплатит.

 

Его нельзя зацепить за имущество на Западе, его дети – вот они, тут.

 

А это по нынешним временам дорогого стоит.

 

Мне кажется, сегодня полезно задать вопрос, который прозвучал в пророческом романе Кочетова «Чего же ты хочешь?», написанном полвека назад.

 

«– Ты хочешь… чтобы началась новая война, чтобы вы потерпели в ней поражение и к вам бы наводить свои порядки ворвались какие-нибудь неоэсэсовцы, неогитлеровцы – неважно какой национальности – снова ли немцы, или кто другой?

 

 

– Ты хочешь новых Майданеков и Освенцимов, Равенсбрюков и Бухенвальдов?

 

Ты хочешь, чтобы русских и всех других, из кого состоит советский народ, превратили в пыль для удобрения европейских или американских полей?»

 

Всё это вполне актуально.

 

Только войны теперь – гибридные.

 

Уничтожающие страны и народы без излишнего грохота и радиоактивного заражения местности.

➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/109...