Вы русский? Да у Вас паранойя!

СЛУШАТЕЛЬ: Это Алкид из Пензы. У меня вопрос такого плана. Не кажется ли вам, что сейчас границы размываются, люди свободно путешествуют, общаются. Не кажется ли вам, что причислять сейчас себя к какой-то отдельной национальности уже не имеет смысла? То, что это никак уже подтвердить нельзя, русский я, не русский. Если у меня в роду там уже перемешалось ужас как.

А.ПРОХАНОВ: Спасибо за вопрос. Я думаю, что вот эта ассимиляция мировая – она имеет место. Конечно, она имеет место и постепенно вот этот гигантский плавильный котел, он существует. И, может быть, в недрах отдельно взятых государств идея национального – она становится, может быть, либо старомодной, либо ненужной. С одной стороны. Но с другой стороны, наблюдаем обостренное внимание человека к себе, к своим корням, к своему генезису, к своей внутренней драме. Человек хочет быть не просто человеком мира, в целом, или человеком галактики. Он хочет быть привязанным к своей культуре, к родовой памяти, к тем странным загадочным голосам, которые звучат в нем по ночам, например. И мы наблюдаем наряду с вот этой вот аннигиляцией национального острейшие всплески национализма. Ну вот, пожалуйста, сытая благополучная Бельгия, ей нужно обязательно разделиться на фламандцев и на валлонцев.

А что происходит в исламском мире? А эти маленькие народы нашего русского Севера, как они бережно и страстно цепляются за свое национальное, за свои одежды.

СЛУШАТЕЛЬ: Но это больше, получается, психологически, чем есть, на самом деле. То есть это все идет от психики человека, а не от того именно, русский он или не русский по своим корням, по своим предкам.

А.ПРОХАНОВ: Вы знаете, если человека лишить психического, в нем останется только одно животное. Понимаете? В нем останется желудок и пах. И надо понимать, что кроме желудка и паха (а эти вещи очень важные), существует еще огромная, очень сложная культурная мировоззренческая надстройка. И человек в самом высоком смысле – это, конечно, человек, связанный с этой надстройкой, с этой прапамятью, с этой великой мечтой. Поэтому национальное – это очень важно. И говорю это вам как империалист, для которого тоже национальное является очень важным, ибо империя занимается гармонизацией национального. Если не будет национального, то и смысл империи исчезает. ...

http://echo.msk.ru/blog/conferences/695711-echo/