Здесь сражались и не отступили десантники 9-го полка
На модерации
Отложенный
В ночь на 5 июля наша дивизия сосредоточилась юго-восточнее г. Малоархангельска, в районе населенных пунктов Серебряный, Лески, Удеево на второй оборонительной полосе армии.
Наступление началось на рассвете. Более 100 артиллерийских батарей разорвали ночную тишину фронта. На войска 13-й армии совершили налет более 200 фашистских самолетов, лавиной шли танковые колонны, сопровождаемые штурмовыми батальонами и полками.
В этот день началось здесь одно из самых тяжелых в истории войны сражений. В течение нескольких суток фашисты штурмовали нашу оборону. И все эти дни стойко стояла здесь Советская гвардия.
После неудавшегося натиска под Ольховаткой, где враг только в течение одного дня потерял 130 танков, фашисты ринулись на Поныри.
Первый мощный удар врага под Понырями приняла на себя дивизия генерала М. А. Еншина. Противник сосредоточил здесь около 200 танков.Фашистское командование полагало, что после главных огневых ударов по обороне 307-й дивизии его танки и мотопехота легко захватят Поныри. Но события разворачивались иначе. По врагу ударила наша ствольная и реактивная артиллерия. Мощные удары наносила авиация. За 4 часа дивизия отразила пять упорных атак. За это время было сожжено 22 вражеских танка.
Всю ночь шли здесь тяжелые бои. На другой день с рассветом десантники возобновили свои атаки. Озлобленный враг яростно сопротивлялся. Гудела, дымилась перепаханная бомбами и снарядами земля, пылали пожарами еще не скошенные хлеба. Но как только огонь утихал, десантники снова поднимались в атаку.
Неожиданно по атакующим гвардейцам открыл ураганный огонь фашистский пулемет. Он бил из полуподвального окна и буквально косил бойцов, прижимал их к земле, не давал возможности продвигаться вперед правофланговой роте.
Тогда командир взвода лейтенант Василий Большаков пополз вперед. Приблизившись к вражеской огневой точке метров на тридцать, он бросил гранату, за ней другую, но после минутного затишья фашистский пулемет застрочил снова. И снова залегла рота, гибли под свинцовым градом десантники.
«Надо что-то делать»,— пронеслось в мыслях Большакова. И он, выбрав удобный момент, метнулся вперед. Но не успел сделать и нескольких шагов, как острая боль обожгла плечо. На какое-то мгновение потемнело в глазах. Через секунду-другую пришел в себя. Пулемет строчил по-прежнему. Даже, казалось, еще с большим остервенением. «Значит, рота еще лежит, подумал гвардеец.— Лежит…»
Большаков с трудом оторвал голову от земли, бросил взгляд на полуразрушенный дом.
До него — рукой подать, всего несколько шагов. Но каких! Быстро работала мысль. Медлить нельзя. Большаков чувствовал, как его оставляли силы.
— За Родину! Смерть фашистам!— прошептал Василий и бросился на вражеский пулемет, закрыл его амбразуру своим телом…
Мощное раскатистое «ура» пронеслось над полем боя. Рота стремительно поднялась и пошла в атаку. Так отдал свою жизнь во имя победы над врагом Василий Большаков. Он повторил бессмертный подвиг гвардии рядового Александра Матросова. Было тогда герою всего 20 лет.
Несколько часов подряд дрался в этот день полк майора Ф. Е. Пустовгара с гитлеровцами, засевшими в развалинах станции. Фашисты яростно контратаковали Поныри с трех сторон. Фланговые 12-й и 15-й десантные полки были оттеснены.
Видя критическое положение, они попытались разорвать сжимающее их кольцо, подняли роты и повели в атаку. Но фашисты открыли по ним ураганный огонь и положили атакующие цепи на землю.
Уже горело несколько вражеских танков, поле боя было усеяно трупами гитлеровцев.
Шла жаркая схватка горстки гвардейцев жуковского батальона с численно превосходящими силами врага. В грохоте боя то и дело раздавалась команда комбата: «Гвардейцы — вперед!»
Будучи тяжело раненным, Жуков продолжал отдавать боевые распоряжения: «Сражаться до конца!» А когда возле истекавшего кровью комбата остался лишь один связной, Жуков приказал ему пробиться к своим и доложить, что батальон погиб, но не отступил.
Через некоторое время на позиции батальона опять пошли танки и пехота противника… Но эту вражескую атаку отражали уже подошедшие сюда подразделения 15-го и 12-го десантных полков.
Когда наши войска выбили фашистов из Понырей, на стенах домов однополчане увидели кровью написанные слова: «Здесь сражались и не отступили десантники 9-го полка», «Жуковцы умирали, но не сдавались!», «Слава Советской гвардии!», «Да здравствует Родина!». Дорого заплатили фашисты за свою временную победу в Понырях. 7 подбитых танков, 11 сожженных бронетранспортеров и 800 фашистов было уничтожено гвардейцами капитана А. Жукова в этом бою.
Комментарии