Китай берёт Россию в кольцо.

На модерации Отложенный Китай берёт Россию в кольцо.

 

 

 

Китай наш стратегический партнёр, добрый сосед, русские и китайцы братья навек и войн между нами не случалось. И имеем мощнейшего общего врага в лице США. Есть много точек соприкосновения в геополитике и экономике. Кроме того Китай имеет имперские амбиции, впрочем как и Россия, и возникает закономерный вопрос как долго могут сохраняться партнерские отношения между нашими странами. Ниже пора примеров политики КНР в отношении стран бывшего СССР, ближайших соседей России.

На Украине китайцы массово выкупают государственные активы. Только в Запорожье у них, пожалуй, забуксовало, ведь на стратегическое предприятие «Мотор Сич» помимо них положили глаз ещё и американцы. Заодно Пекин кредитует белорусов, срывая Москве её хитрую игру по принуждению Батьки к союзу с Россией. И даже в Молдавии именно Китай диктует президенту Додону, какие отрасли ему развивать, а какие – нет.

 

А.Додон

 

А.Додон

 

Так, молдаване стали одними из крупнейших поставщиков пива в Поднебесную, хотя специализировались они всегда не на пиве, а на вине. Но молдавское красное китайцам пришлось не по вкусу – и молдаванам пришлось варить для китайцев пиво. Но самая вопиющая история на постсоветском пространстве у китайцев случилась с таджиками.

В первых числах мая китайская армия оккупировала часть Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана, Мургабский район. Вы, кстати, об этом хоть что-нибудь слышали? О том и речь – телевизор об этом молчит как немой. Не сказать, чтобы это была вооружённая аннексия, не вполне. Просто Душанбе добровольно-принудительно передал Пекину часть своей территории в счёт погашения внешнего долга.

Си Цзиньпин говорит, что-де у Пекина нет стратегических интересов на постсоветском пространстве, а есть стратегический партнёр – Россия, убеждают не словеса, а дела. К 2013 году долг Душанбе Пекину превысил миллиард долларов. Ещё более миллиарда таджики задолжали китайским банкирам, в частности Экспортно-импортному банку. А на 1 июля текущего года общий долг превысил

3 миллиарда. Понятное дело, таджикам платить по счетам было нечем. И тогда китайские товарищи предложили им вариант расчёта – отдать в счёт уплаты долга 1,5 тыс. квадратных километров земли. Вы, мол, всё равно не контролируете ГБАО, а мы и непригодное для жизни высокогорье освоим, и порядок там наведём.

А в ГБАО есть что осваивать – недра набиты ураном и драгоценными камнями. Поначалу таджикские власти намеревались отбояриться от китайских навязчивых притязаний, приняв поправки к закону о недрах и легализовав, таким образом, разработку месторождений юридическими лицами из-за рубежа (а России в этом неоднократно отказывали). Но китайцы, откусив жирный кусок, и не подумали сворачивать трапезу.

В прошлом году после совместных китайско-таджикских учений, в ходе которых специалисты НОАК без препон провели рекогносцировку на местности и на всякий пожарный проверили боеспособность таджиков, в Пекине клялись в братской дружбе и уверяли, что и в мыслях не держат аннексии. Но минул год – и китайская армия заняла территорию Таджикистана.

При полном и удивительном молчании России. А ведь там именно наши пограничники защищают рубежи от нашествия афганских исламистов. Мы что, признаём китайскую аннексию Таджикистана?! Чего же тогда молчим? Хотя, снявши голову, по волосам не плачут – сами-то, сколько российской земли уступили китайским партнёрам в последние годы?

Принято считать, что воссоединение Крыма с Россией сорвало планы НАТО использовать полуостров в качестве «непотопляемого авианосца».

 

В.Янукович.

 

В.Янукович.

 

Но мало кто знает, что в январе 2014-го тогдашний президент Украины Виктор Янукович получил от китайских предпринимателей (предположительно, персонально от телекоммуникационного магната Ван Цзина) 3 млрд. долларов в качестве отступных за Камышовую бухту и рыбный порт Севастополя, которые передавались китайцам в аренду на 50 лет!

Мало того, китайские бизнесмены претендовали на Сакский район (там они намеревались обустроить глубоководную гавань) и заповедный Тарханкут (там собирались построить крупнейший на Чёрном море торговый порт). И хотя тогдашний зампред Совмина АРК Рустам Темиргалиев уверял (дословно!)«китайские партнёры согласились с двумя нашими принципиальными условиями – земля в собственности государства Украина и местная рабочая сила», упоминание о собственности земли представляется совсем не случайным. Теперь-то чего гадать, как оно было на самом деле.

Зато известно, что гражданин РФ Рустам Темиргалиев нынче – генеральный директор Российско-китайского инвестиционного фонда регионального развития, находящегося под личным патронажем товарища Си Цзиньпина. Так что не случись в Крыму «русской весны», как знать, не стал бы полуостров китайским? Едва ли Украина смогла бы рассчитаться с такими гигантскими долгами (весь «китайский проект» в Крыму оценивался в 25 млрд. долларов), и не пришлось бы им, как таджикам, расплачиваться территорией?

Источник: https://versia.ru/pekin-tixo-stroit-vokrug-rossii-velikuyu-kitajskuyu-stenu

Хотите сварить лягушку живьём – варите её медленно. С Россией китайцы именно так и поступают. Например, в приграничных районах, где новые разделительные линии проведены по руслам рек и где китайские землеройки неустанно подрывают эти русла, увеличивая тем самым свою территорию. А также вдалеке от российско-китайской границы.

Казалось бы, Белоруссия – не просто отколовшаяся союзная республика, а часть Союзного государства с Россией. В прошлом году в ходе непуб­личных обсуждений Москва и Пекин договорились, что Поднебесная прекращает совать свой нос в Белоруссию, а взамен мы отказываемся от геополитических притязаний на Казахстан. И Россия своё слово сдержала. А Пекин?

В декабре белорусская пресса раструбила – китайцы сулят Минску беспроцентный кредит в размере 500 млн. долларов до конца года. Ничего себе «партнёры»! А ведь для России белорусское кредитование было принципиальным вопросом, частью внешней политики Кремля по принуждению Минска к выполнению союзнических обязательств. Но китайские товарищи разом свели на нет этот способ укрощения строптивого Лукашенко.

 

А.Лукашенко

 

А.Лукашенко

 

При этом, как отметили в белорусском Минфине, кредит может быть направлен на любые цели, а вовсе не только на содействие развитию двусторонней торговли с Китаем.

«Беспрецедентность этой сделки, – отмечали в Минске, – свидетельствует о новом уровне отношений, повышении доверия китайских институтов к Белоруссии». Что же это за «новый уровень» отношений?

Ох, неспроста именно председатель Си первым поздравил Лукашенко с победой на выборах. Год назад госдолг Белоруссии перед Россией составлял 7,6 млрд. долларов. В текущем году выплаты по долгам должны были составить 3,63 млрд. долларов. На фоне годового дохода в 10,7 млрд. – солидная сумма.

В Москве, разумеется, ничуть не заблуждались касательно возможности соседей выплатить такой долг. Потому Минск лишь деликатно подводили к выполнению давних договорённостей по завершению интеграции в рамках Союзного государства. Но появились китайцы и, выдав Лукашенко полмиллиарда, посулили вдесятеро больше. После чего Лукашенко выскользнул из братских объятий Кремля.

«Лукашенко постоянно кланяется китайцам, – отмечает доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев. – В его понимании Китай более великая держава, чем Россия.

 

Андрей Суздальцев

 

Андрей Суздальцев

 

Можно даже сказать, что Лукашенко пытается заменить Россию на Китай». А вот глава Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Александр Ломанов копнул глубже: «Китай избрал Белоруссию в качестве образцового партнёра для продвижения на восточноевропейские рынки и отчасти на рынки Евразийского экономического сотрудничества». И, как видно, не одну Белоруссию.

Про Украину разговор отдельный, по итогам прошлого года Китай сместил Россию с позиции главного внешнеторгового партнёра Украины, став крупнейшим импортёром и экспортёром. Украинские власти нуждаются в крупных кредитах, и Пекин обещал поспособствовать. Тем временем китайские инвестиции хлынули на Украину как из рога изобилия.

А теперь посмотрим на восток. Этой весной МИД Казахстана неожиданно выразил протест послу КНР Чжан Сяо в связи с публикацией статьи с провокационным заголовком «Почему Казахстан стремится вернуться в Китай». Публикация едва ли была случайной – именно это, по сути, сегодня и происходит. «Сдав» Казахстан в обмен на Белоруссию, российские «партнёры» Поднебесной, пожалуй, плохо себе представляли масштаб последствий своего решения. «Все разговоры о «стратегическом партнёрстве» – блеф, – убеждает политолог Досым Сатпаев. – Не может быть партнёрства слабого с сильным. Китай выкачивает наши ресурсы, но не говорит с нами как с равными». «Вопрос не в том, придут ли в Казахстан китайцы, – считает эксперт по безопасности Фонда народной дипломатии Александр Пеньков. – Вопрос лишь в том, когда это случится, а я считаю, что этот день недалёк. И я не говорю об экономической экспансии, я говорю о прямой военной угрозе». Как в Таджикистане или хуже.

Вот это и есть образцовый пример китайской экспансии. «Даже не помышляйте надеяться, что Казахстан и Россия смогут откупиться от Китая ресурсами, – убеждает казахский синолог Мурат Ауэзов. – Не верьте востоковедам, которых прикормили китайцы и которые всех уверяют, что Поднебесной не нужны новые территории, у неё, мол, своей земли полно. Земля-то есть, да только непригодная для жизни!» Ресурсы, конечно, китайцев интересуют, но ещё больше их интересует земля. И не следует думать, что если эта земля далеко от Китая, то и ожидать китайской экспансии не приходится.

Долго ли продлятся партнёрские отношения России КНР? Грозит ли нам китайская экспансия?