Иосиф Гальперин: Сволота вокруг шихана

На модерации Отложенный

Это такая невысокая гора, холм, но в степи и на берегу реки заметная издали. Известняковые отложения, выгнувшиеся кверху 250 миллионов лет. Понятно, что к людям гора не пойдет, они пришли к ней сами — с разными намерениями, разные люди. Одни видят в ней, оказавшейся недалеко от башкирского города Стерлитамака, священную для башкир часть природы, столетиями жившую в устных и письменных преданиях, другие — целый склад чистого известняка, пригодного для изготовления соды, на долгие годы хватит для Башкирской содовой компании, чье производство удачно расположилось в Стерлитамаке.

Вообще-то шихана было три и раньше они были одной из туристических эмблем Башкирии, но один шихан содовики успешно освоили, стерли гору в порошок. Производство такого ценного продукта не может простаивать, потому решили осваивать следующий шихан. Он называется Куштау. В его имени разные люди видят разное, одни напирают на «тау»-то есть, гору. Другие видят «Куш!»

Так вот, вторые видят в первых, в тысячах людей, собравшихся безо всякой организации со всей республики для спасения Куштау, мелкую шелупонь, быдло, какую-то сволоту, которую можно по известной традиции бить по головам дубинками. Но мне кажется, что сволота тут другая. Ну не могут люди самых разных национальностей, крестьяне, айтишники, рабочие, инвалиды, со священным трепетом относящиеся к остаткам уральской природы, быть бессловесным быдлом!

Обсуждение судьбы Куштау идет давно, не с бухты-барахты возбудились люди. В апреле 2018 года второй (и последний) президент Республики Башкортостан, а может, тогда уже и глава, как в Кремле велели поправить конституцию республики, взбрыкнул и заявил, что не отдаст Куштау содовикам. Хорошо, сказали в Кремле, значит отдаст кто-то другой. В октябре 2018 Хамитов «попросился» в отставку, из Москвы приехал бывший среднего уровня начальник из Администрации президента Радий Хабиров, ранее служивший при дворе первого президента РБ Муртазы Рахимова. А уже в декабре того же года комиссия под руководством вице-премьера Дмитрия Козака постановила: копать Куштау! Подробности можно найти на сайте Change.org.

Кто же такой мощный управляет желанием уничтожить памятник природы? Неужто хозяин «Башкирской содовой компании» Сергей Черников? Когда-то работал с Гуцериевым, башкирской химией занимается давно, сейчас живет то ли в Каннах, то ли в Женеве, миллиардер в долларовом эквиваленте, но в списках Форбса не блистает.

Думаю, дело не в нем. Ему поручено — он и управляет. Вот сейчас Радий Хабиров заявил, что правительство республики намерено выкупить основной пакет акций БСК, чтобы найти тот «компромисс», который глава республики пообещал восьми тысячам собравшихся вокруг Куштау людей. Людей! А не сброда «националистов и ваххабитов», о котором тот же Хабиров вещал до и после своей поездки на место битвы активистов с ОМОНом и ЧОПом. Что же должно изменится с переходом акций? Да ничего по сути!

Только теперь уже правительство и его республиканский бюджет будут заинтересованы в снижении издержек производства соды в стиле «Норникеля», то есть: не тратить деньги на новые технологии, не останавливать налаженное производство, меньше платить большому персоналу (две тысячи работающих, а говорят, что четыре) и меньше отдавать налогов в бюджет, закрыть глаза на экологическую опасность. Вот такой «компромисс». А людей, которых не смогли сломить дубинки, уже готовятся отдать под суд за сопротивление нагрянувшим на беззащитных людей силовикам. Об этом рапортовал, глядя в сторону Кремля, Хабиров.

защитники Куштау, 16 августа 2020

А ведь и без этих сомнительных жестов в руках руководства республики есть все рычаги для спасения Куштау: послушный парламент и «Единая Россия».

Достаточно принять закон о природоохранной зоне шихана, а потом настропалить Росприроднадзор — и все, пусть БСК сама решает свои производственные проблемы.
Не должно государство непосредственно заниматься производством, владеть обычными коммерческими предприятиями, иначе его органы будут обычными бизнесменами. Какой уж тут конфликт интересов — об интересах населения стоит забыть, когда в руках живые деньги…

Руководство республики не может и не должно выступать стороной конфликта, иначе получится, как при губернаторе Богдановиче, приказавшем расстрелять бастующих рабочих Златоустовского завода (тогда входил в Уфимскую губернию, пара сотен километров от Куштау). Руководство республики не может искать компромисса с защитниками горы, потому что его не может быть. Нельзя быть немножко беременной, нельзя компромиссно разрабатывать гору. А что можно?
Можно создать специальную комиссию правительства, которая назначит экспертизу деятельности Башкирской содовой компании. Надо рассмотреть: 1. Соответствие технологии современному мировому уровню. 2. Уровень издержек производства, включая загрязнение окружающей среды. 3. Уровень организации труда, включая его охрану и оплату. 4. Состояние цен на мировом рынке соды. В комиссию необходимо включить представителей экологических организаций и общественности, способных проверить выводы экспертиз, а также представителей города Стерлитамака — от администрации до общественности. По итогам работы комиссии должен быть создан план выхода из тупиковой ситуации БСК. В плане должен быть обозначен переход компании на другие источники сырья или, в случае нецелесообразности, реформирования технологии БСК. Если и это невозможно, необходимо создать «дорожную карту» перепрофилирования производства.

Это я говорю издалека, используя опыт экологической борьбы в Башкирии, одним из организаторов которой я был в 87-90-м годах прошлого века. Чего-то добились, но по-прежнему дышать в Уфе и Стерлитамаке вредно, да и воду из крана пить. Недаром онкологический диспансер все увеличивается и увеличивается, принимая жертв экологического безумия. Только вот стихла история с карьером в Сибае, где докопались до таких слоев, что пошли отравляющие газы, люди вокруг стали вымирать. Карьер закрыли, заполнили водой. Она, конечно, газы и соли приняла спокойно, люди продолжили вымирать.

Когда-то Рустэм Хамитов был с нами на одной стороне баррикад, потом уехал в столицу, затем был прислан из Москвы проводить волю Кремля. Взбрыкнул, уволили. Радий же Хабиров в 2002-03 годах был на противоположной стороне, участвовал в фальшивых выборах Муртазы Рахимова на новый срок, потом капризный хан отправил его в Москву. Оттуда после снятия Хамитова его прислали на родину — управлять волею Кремля.

Дело не в том, что к Хамитову подозрительно отнеслись башкирские националисты, а Хабиров, наоборот, заказал себе национальный воинский жупан и в нем позирует. А в том, что они оба были присланы! Потому что Путин и его верная рука Козак (старая питерская команда) так понимают управляемость страны. Такая у них сволочная вертикаль, понимаешь. Ну не могут они принимать решения под давлением толпы (народа, избирателей), как когда-то в разговоре сказал тот же Козак. Западло пацанам.

Постскриптум. Кажется, решение, предложенное мной, дошло до главы Башкирии — на встрече с экозащитниками 21 августа он предложил объявить Куштау охраняемой территорией. Но что мешало это сделать до битья дубинками по головам? Если верить вот этому видео, то руки у Хабирова были связаны «вертикалью власти», заинтересованной в контроле над производством наркотиков.

https://www.youtube.com/watch?v=X_ElEeys674&feature=youtu.be

Куштау, 2020