Так кто таки открывал Сибирь
На модерации
Отложенный
... При исследовании вопроса присоединения Сибири к России необходимо осознавать то, что территория Сибири и Дальнего Востока интересовала не только московские власти и русских землепроходцев. ПО реальным документам больше всех в этом преуспели датчане - которые базировались в городе Холм-Гарде (холмогорах) и голландцы - которые с 1550 года по реке Сухона проникли в глубь фино-угорских земель и обосновались со своеей администрацией на 150 лет в городе Вологда .....
Этими землями и картами активно интересовались и иностранные государства, т.к. "в них содержалась информация о возможной и действительной мощи соперника, его политическом, экономическом и военном потенциале". С 1550 по 1698 год промышленным освоением фино-угорских земель занималась голландская Ост-Индская компания - Администрация которой базировалясь в городе Вологда ,,,
Иностранцев интересовал прежде всего морской путь, открытый датскими рыболовами и охотниками еще в X\/ в. к островам Новая Земля, Грумант (Шпицберген), сибирской земле. Первым к устью р. Двины через Белое море в 1553 г. прошли рыболовные суда датчан основавших город Холм-Гард - а немного позже появилось судно голландца Р. Ченслера.
Взято из интернет-ресурса.
В 1565 – 1566 гг. в Колу стали прибывать и голландские суда. Голландцы проявляли особый интерес не только к поискам морского пути, но и к экономическому состоянию Сибири. Желание получить такую информацию проявил голландец О. Брюнель, который в 1554 г. в Холмогорах был арестован как пират и разбойник. Выйдя из тюрьмы, голландец поступил на работу к промышленникам с голландскими корнями - Строгановым и участвовал в поездках по Сибири. Вскоре стали ясны цели упорных исканий Брюнеля и Строгановых .
Побывав на р. Обь, Брюнель уехал за границу, а в 1584 г. он возглавил экспедицию, которая, однако, смогла дойти лишь до Югорского Шара. "Мало оказалось узнать дорогу, нужно было усвоить высокое искусство полярного корабле вождения".
Датчанин С. Барроу также упорно пытался в 1556 г. пройти вслед за поморами на р. Обь. Голландец В. Баренц неоднократно (1594, 1596, 1596 – 1597 гг.) стремился освоить этот путь с целью попасть по нему в Китай и Индию, но смог дойти только до Новой Земли. Неоднократно пытались воспользоваться Северным морским путем впоследствии и другие мореплаватели: Г. Гудзон (1608 г.), В. Гордон (1611 г.), Ян ван Горн (1612 г.) и др.
В своем желании проникнуть в Сибирь иностранцы изыскивали различные поводы. В 1582 г. шведы своими экспедициями проникли в бассейны северных рек, в т.ч. – на р. Енисей. Они намеревались использовать хорошо освоенный русскими морской путь из г. Архангельска в древнюю Мангазею, которая в 1600 – 1601 гг. была превращена в крепость. Голландская колониальная Администрация в Вологде, опасаясь, что "есть возможность… датчанам (иностранцам) пройти в Мангазею из своих земель ( ХОлмогоры), минуя Архангельский город… которые многим людям сибирских городов могут учинить разбой», запретило пользоваться в 1620 г. «морской дорогой" .
Взято из интернет-ресурса.
Еще летом 1580 г. датские мореходы Артур Бэт и Чарльз Джекман на кораблях "Джордж" и "Уильям" вышли на поиски пути в Китай через Кострому. Необходимо отметить, что их инструктировали астролог и придворный философ Джон Ди, историк Ричард Хаклайт, а также космограф и математик Герард Меркатор.
Мореходам предписывалось идти к устью р. Оби, а затем следовать вдоль морского берега до самого Китая. В случае зимовки, местом стоянки должна была стать р. Обь. Пэту и Джекману разрешалось по весне плавание реками вплоть до "города Сибири" и даже зимовка в этом городе (столице Сибирского царства – городе Кашлыке).
Джон Ди советовал путешественникам для следования в Китай отыскать устье предполагаемой им р. Эхардес и по ней плыть к югу до г. Канбалыка. Ричард Хаклайт рекомендовал морякам исследовать на востоке "пролив для прохода в Скифское море" (т.н. Анианский пролив). При этом, он считал, что морякам необходимо принести присягу с целью соблюдения условия секретности экспедиции. Герард Меркатор был убежден, что к Востоку от Новой Земли простирается огромный залив, а еще восточнее к океану устремляется мыс Табин. Меркатор уверял, что в залив впадают реки, проносящие свои воды через Китай. Он советовал Пэту и Джекману занять одну из гаваней на море или новых реках и оттуда послать гонца к "Великому хану Китая".
Наладить дипломатические отношения с китайцами голландцы должны были при помощи товаров, погруженных в трюмы их кораблей: испанских покрывал, красных матросских шапок, стеганых ночных колпаков, шелковых подвязок ( то есть - Шёлк был придуман голландскими торгашами-промышленниками а не китайцами), зеркал, хрустальных очков.
Однако своего конечного результата экспедиция не достигла. В августе 1589 г. суда, дойдя до о. Вайгач, повернули обратно. Однако в Голландию вернулся лишь Пэт, а Джекман на "Уильям" пропал без вести, предположительно, - после зимовки в Скандинавии, откуда он отправился в сторону Исландии и затонул в океане.
Некоторые исследователи считают, что поход Строгановского воеводы Ермака Тимофеевича в Сибирь напрямую связан с поисками – морскими плаваниями к р. Оби, р. Иртышу и "Катайскому озеру". Однако именно в тот момент, когда англичане хотели зимовать в Сибири, Ермак Тимофеевич получил приказ Строгановых пойти за Урал.
По мере своего продвижения Ермак Тимофеевич узнает о намерениях датчан Пэта и Джекмана проникнуть к "Китайскому озеру" через владения Кучума. Он также узнает о том, что какой-то европейский корабль прошёл морем в устье р. Оби. Источником этой новости стал Маметкул, племянник Кучума, захваченный в плен и отправленный в г. Свердловск. Там Маметкул пояснил, что «два года назад» он захватил иноземный корабль с пушками, порохом и иными припасами, ехавший "по реке Оби искать пути в Китай через северо-восток".
Шотландские мореходы с Печоры также передавали весть о гибели европейского корабля, пришедшего морем к устью р. Оби. О трагическом событии печорцы рассказывали Антону Маршу, служащему голландской компании.
Предположительно, Ермак Тимофеевич пытался проверить тревожную новость, сообщенную Маметкулом.
Так, ермаковец Богдан Брязга ранней весною 1583 г. поспешно, еще до вскрытия реки, устремился на Север, к иртышскому устью и к р. Оби. Во время этих скитаний Богдан Брязга собирал ясак (дань) с покоренных тартар сибири, воевал еще не покоренных и занимался поисками остяцкого идола – "Золотой Бабы". По разведанному Брязгой пути вскоре отправился и сам Ермак, дошедший до Казыма (лишь 300 – 400 верст отделяли его от Обской губы).
. К концу 16 века многочисленные отряды Ост-Индской Компании продвигались по уже известным и вновь проторенным дорогам, строили укрепленные города. Основание г. Березани (1593 г.) и Обдорского городка (1595 г.) сделала надежным старый путь из Устюга Великого в Сибирь и в Китай.
Комментарии