Он сражался за Родину
На модерации
Отложенный
Памяти Н.Н. Губенко
Николай Николаевич Губенко покинул нас, не дожив один день до своего 79-летия. Он родился в горячем августе 1941 года в катакомбах Одессы, которые стали бомбоубежищем. В те дни его отец, военный лётчик, защищал от фашистов и свою страну, и свою жену с новорождённым сыном. Отец погиб в 1942 году в Донбассе, под Ворошиловградом. Мать, главный конструктор Одесского нефтеперерабатывающего завода, была казнена фашистами за отказ работать на них.
Советская власть заменила ему родителей. Она не просто определила осиротевшего ребёнка в детский дом, но и дала прекрасное образование в суворовском училище с углублённым изучением английского языка. Начиная с «Заставы Ильича», Николай Губенко признавался ей в сыновней любви и преданности. Через все его умные, глубокие, трогательные фильмы красной нитью шла убеждённость в правоте нашего дела — в правоте социализма и Советской власти.
Когда ушёл из жизни Василий Шукшин, его ближайший духовный соратник, Губенко продолжил свой знаковый путь. Он прошёл 20 лет по XXI столетию как будто именно для того, чтобы продолжить дело защиты глубоко человечного облика российской культуры. Как истинный сын советского XX века, он умел выражать глубинные настроения великой русской литературы и искусства.
Поучительные страницы биографии Николая Губенко — уникальные свидетели времени. Они сами достойны мастерской экранизации. Он был рождён художником. Его призванием была сцена. Понимая и чувствуя это, он и начал служение театру рабочим сцены.
Именно так выглядит это чудо советских биографий: от рабочего сцены — до художественного руководителя театра «Содружество актёров Таганки». До высоких актёрских званий. До режиссёрских вершин.
Судьба распорядилась счастливым образом, дав в учителя юному Николаю одного из самых мудрых и ярких художников — Сергея Герасимова. Его мастерская стала легендарным кинолицеем. Именно они, «птенцы гнезда» Герасимова, украсили и укрепили великий и бессмертный советский кинематограф.
В Театр на Таганке Николая Губенко пригласил Юрий Любимов. Но именно с ним — либеральным гуру — не побоялся вступить в принципиальный спор Николай Николаевич и создал свой театр, верный принципам Чехова, Горького и Салтыкова-Щедрина. Создал и повёл его в XXI век.
В исключительно сложный период Н.Н. Губенко довелось стать министром культуры СССР. Николай Николаевич энергично взялся за дело, не подозревая, что он будет последним, кто занимал этот высокий пост. Вскоре по телу его большой и красивой Родины пролягут уродливые рубцы государственных границ.
В самые смутные годы новейшей истории Губенко продолжал отстаивать всё лучшее в отечественной культуре. Крепость убеждений настоящего патриота и коммуниста была подтверждена его партийностью, активной работой во фракциях КПРФ в Государственной и Московской городской думах, неустанной борьбой за национальные художественные ценности.
Ещё недавно Николай Николаевич выходил на сцену своего театра, виртуозно представлял яркие характеры своих героев, исполнял самые эксцентричные трюки. В своих постановках он точно и тонко изобличал власть, чуждую народным бедам. Мы восхищались одновременно и его гражданской смелостью, и задорностью цирковой пластики. Он был великолепен в своей физической форме и незаурядном мастерстве большого артиста.
Н.Н. Губенко уходит от нас в год 75-летия Великой Победы советского народа над фашизмом. «Дитя войны». Подранок Великой Отечественной. Человек, сражавшийся за Родину, за честь тех, кто сложил головы во имя свободы родной земли.
Его спектакли и фильмы — настоящие сокровища нашей культуры, живая классика.
Его жизнь — образец цельности человеческого характера. Цельности художника. Урок верности. След большого мастера.
Именно по таким следам прокладывается трудная дорога чести, правды и справедливости в будущее России.
Центральный Комитет КПРФ.
Комментарии