Лукашенко поклялся «даже мертвым» не отдать власть

На модерации Отложенный  В прошедшее воскресенье сотни тысяч белорусов решили «поторопить» своего президента уйти. Сторонников «батьки», вышедших на улицы, было куда меньше.

На воскресенье, спустя ровно неделю после скандальных выборов, в Минске были назначены сразу два митинга: один за Лукашенко, другой — против. Причем состояться они должны были почти в одном месте, с минимальной разбежкой по времени.

«Лукашенковский» был назначен на полдень на площади Независимости (центральная площадь Минска). Еще накануне появилась информация, что туда будут свозить тех, кто работает в бюджетных организациях. В самом деле, с раннего утра 16 августа начали появляться фотографии колонн автобусов с людьми, движущихся к Минску из провинциальных городов. Распространились слухи, что на площадь якобы привезут переодетых в гражданское солдат-срочников и омоновцев.

Также утром появилась информация, что «пролукашенковских» бюджетников должны были доставить из Бреста спецпоездом, но машинисты отказались его вести. Однако аналогичные составы из Витебска и Гродно прибыли в Минск без проблем.

В свою очередь, «Народный марш» с требованиями мирной передачи власти Светлане Тихановской должен был начаться в 14:00 и стать намного более масштабным. Его организаторы не уставали повторять: не ведитесь на провокации, не переходите к силовым действиям. Провести марш намечали на центральных площадях и улицах всех белорусских городов.

За Лукашенко

Провластный митинг очень долго не мог начаться. К 12:30 на площади Независимости собралось лишь несколько сотен человек; было видно, что люди подходили организованно, общаться с журналистами они категорически отказывались. Над небольшой толпой махали красно-зелеными государственными флагами, также было несколько российских флагов и знамена компартии Белоруссии.

Понадобилось больше часа, чтобы численность собравшихся достигла 4-5 тыс. человек и митинг начался. При этом приходящие люди с удивлением взирали на антураж: вдоль площади с самого утра организаторы зачем-то расставили выпускаемые в Белоруссии трактора, комбайны, грузовики и коммунальную технику — центральная площадь Минска стала напоминать филиал ВДНХ.

Накануне многие независимые СМИ и телеграм-каналы писали, что на митинг «за бацьку» сгоняют бюджетников под угрозой увольнения, просто для массовки. Однако все, кто общался с людьми на площади Независимости, свидетельствовали: туда пришли действительно убежденные сторонники действующего президента. Более того, многие из них были настроены достаточно агрессивно в отношении оппонентов, что хорошо ощутили на себе работавшие на площади журналисты «Радио Свобода» и телеканала «Белсат».

Постоянно звучали разговоры о том, что все митинги оппозиции проплачены, что это работают провокаторы, приехавшие из России/Израиля/Украины/Литвы/Польши/США/Великобритании — вообще, количество версий о заговоре здесь просто зашкаливало.

С трибуны выступающие по очереди то призывали «не раскачивать лодку» и «сберечь страну», то рассказывали, что протестующие получают за участие в митингах деньги: «парни — по 30 рублей, девушки — по 60». Звучало и совсем классическое: «Американские прихвостни не будут указывать, как нам жить! Но пасаран! Дорогие земляки! Белорусы! Я тружусь на земле, я обычный колхозник. Я не хочу, чтобы нас с землей продавали и покупали, как скот!» «Мы все вместе должны выступить, защитить стабильность в нашей стране, нашего президента Александра Григорьевича Лукашенко!»

Сам белорусский (пока еще) президент, как и положено главной поп-звезде, выступал последним. Было видно, что он не в лучшей физической форме, но при этом был возбужден и явно взволнован.

«Дорогие друзья, я позвал вас сюда не для того, чтобы вы меня защитили, хотя не без этого. Вы приехали сюда, чтобы впервые за четверть века мы смогли защитить свою страну, свои семьи, своих сестер, своих жен и детей, — заявил Лукашенко. — Мы построили с вами, при всех сложностях, при всех недостатках, красавицу страну. Кому вы ее решили отдать? Если кто-то хочет отдать страну, даже когда я буду мертвым, я этого не позволю. Я отдал молодость и лучшие годы, чтобы служить родине! Загубите первого президента — это будет начало вашего конца. Мы слышали их голоса. Мы понимаем это меньшинство. Но и они должны считаться с мнением подавляющего большинства, с нашим мнением».

Ничего нового не прозвучало. Оказывается, враги готовятся напасть на Белоруссию: Литва и Польша при поддержке США и при помощи Украины, которая сама уже встала на колени перед Западом. Но вместе с Россией и лично Путиным Белоруссия готова дать отпор темным силам. При этом состоявшиеся выборы Лукашенко считает честными, никаких перевыборов объявлять не собирается, выпускать политзаключенных не будет.



«Я хочу обратиться к тем, кто сегодня заблудший. Я хочу спросить, чего вы хотите сейчас? Вы хотите свободы? Скажите, какой? Вы хотите перемен? Каких, что будем менять? Вы хотите реформ? Скажите, каких! Завтра начнем!» — выкрикивал президент.

«Речь Лукашенко на митинге перед сторонниками — это провал. Дело даже не в том, что эмоционально он выглядел абсолютно подавленным человеком, просящим, — сказал „Росбалту“ белорусский политолог Антон Платов. — Просто когда пришел настоящий кризис, то рассыпалась вся шелуха, и мы увидели максимально косного Лукашенко-95, только постаревшего на 25 лет, абсолютно реликтово смотрящегося в центре современного Минска. Кругом враги, НАТО щелкает зубами, хочет поработить — в дело пошли старые методички конца 90-х. Только вот публика — уже совсем другая».

По словам эксперта, речь Лукашенко не сработала на объединение, он не попросил прощения, не показал себя «мудрым отцом нации». Он сработал на раскол, выбрав сторону абсолютного меньшинства.

Против Лукашенко

День начался с хорошей новости: из СИЗО выпустили «диджеев революции» — двух молодых парней, которые на митинге за день до выборов включили песню Виктора Цоя «Перемен», после чего были сразу арестованы и осуждены на 10 суток каждый. Как выяснилось, каждый из них провел половину времени в карцере и был при этом жестоко избит. Они были совершенно не в курсе того, что за эти 10 дней в Белоруссии прошло настоящее восстание, а им самим люди собрали более $20 тыс.

Столько людей на улицах Минска белорусская столица не видела никогда. Женщины в подавляющем большинстве были в белых одеждах, почти все  — с бело-красно-белыми ленточками, белыми и красными воздушными шариками или букетами из белых и красных цветов. Движение началось около полудня — как раз два часа требуется, чтобы пешком дойти от спальных районов до центра города, до стеллы «Минск — город-герой», возле которой был назначен митинг сторонников передачи власти Светлане Тихановской.

В итоге там к двум часам дня собралось просто невероятное количество людей. Сперва 100 тысяч, потом 200, потом еще больше (как сказали на одном из российских телеканалов, «несколько десятков тысяч»). Мероприятие оказалось самым большим митингом в истории белорусской столицы. Он был полностью «децентрализованным» — как и все протесты в Белоруссии за последнюю неделю. Люди пришли по информации с независимых сайтов и телеграм-каналов, не было единой трибуны и организаторов, в разных частях толпы выступали любые желающие. Митинг «за Лукашенко» сразу потерялся на фоне действительно огромного сборища людей. Постоянно подъезжали легковые машины, из багажников выгружали упаковки с минеральной водой. Это было очень кстати: день был крайне жарким.

В толпе было также немало рабочих с минских заводов. По их словам, после утреннего выступления Лукашенко они окончательно решили с понедельника объявить забастовку. Более того, если насилие со стороны милиции возобновится, то белорусские стачкомы пообещали по всей стране объявить об акциях гражданского неповиновения.

Митингующие провели возле Стеллы более двух часов, после чего начали потоками расходиться по разным частям города. Несколько десятков тысяч человек прошли проспектом Независимости, устроив по дороге своего рода перформанс у центрального здания КГБ Белоруссии, вывесив там флаги и плакаты с требованиями расследовать факты насилия и убийств, которые последовали за выборами. После этого протестующие заняли всю площадь Независимости, на которой утром выступал Лукашенко. Его сторонников нигде почему-то не было видно.

«Учтите, что небольшой, скромненький такой митинг сторонников Лукашенко был только в Минске. А за смену власти, за перевыборы и наказание силовиков — люди выходили в десятках городов, и это не преувеличение. В Гродно вышло, по оценкам милиции, 40 тыс. человек — 15% населения города, — рассказывает „Росбалту“ белорусский политолог Светлана Гречулина. — В Минске — от 250 до 350 тысяч человек. Сравните со сторонниками Лукашенко и скажите мне теперь: кто в стране власть, а кто отныне оппозиция?»

День завершился спокойно: народными гуляниями допоздна. Провокаций, которых все так боялись, не было. Спецназ дежурил во дворах и концентрировался на стадионе «Динамо», но на улицы люди в форме носу благоразумно не казали.

Никто не знает, что будет в понедельник, но было видно, что день противники Лукашенко заканчивают на эмоциональном подъеме. Они показали самим себе и свои оппонентам, что их больше, и они уже ничего и никого не боятся.

Виктор Демидов, Минск