Перебором
На модерации
Отложенный
водная информация
Гитарный бой – это первое, что осваивает каждый гитарист. Именно таким способом звукоизвлечения играется подавляющее большинство российских и зарубежных песен. Если выучить аккорды композиции, но не выучить бой – то песня не зазвучит такой, какой она задумывалась изначально. Кроме того, подобный метод игры поможет разнообразить собственные композиции – вы будете знать, как обыгрывать ритмические рисунки, каким образом выставлять акценты, а также формировать музыкальную текстуру. Данная статья поможет понять, как играть бой на гитаре, а также покажет основные виды данного приема игры.
Бой на гитаре – схемы и виды
Данный абзац стоит начать с самого определения термина «гитарный бой». По сути это – обыгрывание ритмического рисунка, который присутствует в песне. Изначально песни исполнялись без внятной ритм-секции, поэтому музыкантам надо было самостоятельно выставлять акценты. Именно тогда и появились основные виды боев на гитаре. Они выделяют слабую и сильную долю, задают темп композиции, и помогают играть ее ровно.
Соответственно, боев на гитаре существует столько же, сколько и ритмических рисунков – бесконечное множество. Однако есть список базовых способов игры подобным методом, выучив который можно сыграть практически любую песню. А если комбинировать их в своих произведениях – то можно получить интересную и разнообразную композицию с необычным звучанием.
Гитарный бой состоит из последовательных ударов по струнам вниз и вверх. Они выстроены в определенном порядке, в зависимости от того, какой у произведения тактовый размер и ритм. На письме удары обозначаются значками V – удар вниз, и ^ — удар вверх. Альтернативный вариант, представленный в этой статье – рисунками со стрелочками. С помощью такой схемы можно сразу понять манеру штриха и игры.
Ниже представлены 12 самым распространенных гитарных штрихов, которые используются разными исполнителями или в определенных жанрах музыки. К каждому из них дана краткая аннотация и схема игры.
Бой шестерка
<source srcset="https://pereborom.ru/wp-content/webp-express/webp-images/doc-root/wp-content/uploads/2017/01/гитарный-бой.png.webp" type="image/webp"/>Это самый базовый и простой вид штриха. Именно с него начинают все гитаристы, а используют его в своих песнях даже профессионалы.
Бой восьмерка
<source srcset="https://pereborom.ru/wp-content/webp-express/webp-images/doc-root/wp-content/uploads/2017/02/Boj-vosmerka2.png.webp 451w, https://pereborom.ru/wp-content/webp-express/webp-images/doc-root/wp-content/uploads/2017/02/Boj-vosmerka2-300x76.png.webp 300w" sizes="(max-width: 451px) 100vw, 451px" type="image/webp"/>Это более сложный способ игры штрихом, однако звучит он намного интереснее уже поднадоевшей «шестерки». Состоит этот способ из восьми ударов, и обыгрывает интересный ритмический рисунок.
При этом акцент также выставляется на каждый третий удар. Иными словами, движений восемь, но в одном цикле этих движений акцентированных ударов будет только два. Это образует необычную ритмику, которую можно необычно обыгрывать.
Бой четверка
<source srcset="https://pereborom.ru/wp-content/webp-express/webp-images/doc-root/wp-content/uploads/2017/02/Boj-chetverka.jpg.webp" type="image/webp"/>Еще один простой гитарный штрих – самый стандартный из всех существующих.
Блатной бой
<source srcset="https://pereborom.ru/wp-content/webp-express/webp-images/doc-root/wp-content/uploads/2017/02/Blatnoj-boj.png.webp" type="image/webp"/>Не совсем штрих в привычном понимании. По манере игры он очень напоминает музыку кантри, однако есть отличия. Его главная особенность заключается в поочередной смене басовых нот – за счет чего образуется интересная мелодика и своеобразная «танцевальность».
Бой Цоя
<source srcset="https://pereborom.ru/wp-content/webp-express/webp-images/doc-root/wp-content/uploads/2017/02/Vidy-boya-na-na-gitare-5.png.webp 483w, https://pereborom.ru/wp-content/webp-express/webp-images/doc-root/wp-content/uploads/2017/02/Vidy-boya-na-na-gitare-5-300x87.png.webp 300w" sizes="(max-width: 483px) 100vw, 483px" type="image/webp"/>Этот штрих получил свое название от знаменитого артиста Виктора Цоя, который часто использовал его в своих песнях. Этот способ игры отличается своей скоростью, поэтому для того, чтобы правильно его сыграть, придется потренироваться.
Бой Высоцкого
<source srcset="https://pereborom.ru/wp-content/webp-express/webp-images/doc-root/wp-content/uploads/2017/02/Boj-Vysotskogo.png.webp" type="image/webp"/>Так же, как и штрих выше, этот часто использовался Владимиром Высоцким. Он представляет из себя немного измененный вариант блатного боя.
Испанский бой
<source srcset="https://pereborom.ru/wp-content/webp-express/webp-images/doc-root/wp-content/uploads/2017/02/Ispanskij-boj.png.webp 392w, https://pereborom.ru/wp-content/webp-express/webp-images/doc-root/wp-content/uploads/2017/02/Ispanskij-boj-300x99.png.webp 300w" sizes="(max-width: 392px) 100vw, 392px" type="image/webp"/>Это один из самых первых видов штриха, пришедший с родины гитары – Испании. Он представляет из себя «восьмерку», где на каждый первый удар вниз нужно использовать интересный прием – расгеадо. Выполняется он таким образом – нужно быстро ударить по всем струнам всеми пальцами по очереди, выкинув своеобразный «веер». Это самая сложная сторона данного боя, однако, после какого-то времени практики прием не должен вызвать никаких проблем.
<source srcset="https://pereborom.ru/wp-content/webp-express/webp-images/doc-root/wp-content/uploads/2017/02/Ispanskij-boj-2.png.webp 500w, https://pereborom.ru/wp-content/webp-express/webp-images/doc-root/wp-content/uploads/2017/02/Ispanskij-boj-2-300x212.png.webp 300w" sizes="(max-width: 500px) 100vw, 500px" type="image/webp"/>
Бой Розенбаума
<source srcset="https://pereborom.ru/wp-content/webp-express/webp-images/doc-root/wp-content/uploads/2017/02/Boj-Rozenbauma-2.png.webp 375w, https://pereborom.ru/wp-content/webp-express/webp-images/doc-root/wp-content/uploads/2017/02/Boj-Rozenbauma-2-300x112.png.webp 300w" sizes="(max-width: 375px) 100vw, 375px" type="image/webp"/>Еще один вид штриха, перенявший свое название у имени исполнителя, который чаще всего его использовал.
Это еще один измененный вариант блатного боя. В нем изменены местами удары вниз и вверх после того, как большой палец дергает басовую струну, а также добавлен дополнительный удар вверх со смещенным акцентом (Бас дергаем вместе с указательным пальцем, указательный палец дергает первые 3 струны вверх). То есть, первая часть штриха выглядит так: басовая струна – вверх – глушение — вверх, и так же вторая: басовая струна – вверх – глушение — вверх. Получается очень своеобразный рисунок, отличающийся от стандартного блатного штриха.
Бой регги
<source srcset="https://pereborom.ru/wp-content/webp-express/webp-images/doc-root/wp-content/uploads/2017/02/Boj-reggi.png.webp 446w, https://pereborom.ru/wp-content/webp-express/webp-images/doc-root/wp-content/uploads/2017/02/Boj-reggi-300x87.png.webp 300w" sizes="(max-width: 446px) 100vw, 446px" type="image/webp"/>А это уже более интересный вид штриха – поскольку именно за счет него и образуется интересная ритмическая структура регги-композиций, и иначе придать им нужное настроение не получится никак. Играется он исключительно вниз, изредка совершая движение рукой вверх для повышения динамики – чаще всего на смене аккорда.
<source srcset="https://pereborom.ru/wp-content/webp-express/webp-images/doc-root/wp-content/uploads/2017/02/Boj-reggi-2.png.webp 438w, https://pereborom.ru/wp-content/webp-express/webp-images/doc-root/wp-content/uploads/2017/02/Boj-reggi-2-300x75.png.webp 300w" sizes="(max-width: 438px) 100vw, 438px" type="image/webp"/>
При этом каждый первый удар в нем совершается по заглушенным струнам – а каждый второй по зажатым. Таким образом выделяется слабая доля, в которую чаще всего и играется регги-музыка. В разделе представлены более подробные схемы игры.
Бой кантри
Вид штриха, характерный для американской фолк-музыки. Он представляет из себя также модифицированную версию блатного боя. Он состоит из двух частей: в первой вы дергаете нижнюю басовую струну – пятую или шестую – а потом совершаете движение пальцами вниз по остальным струнам. После этого вы дергаете другую басовую струну – пятую или четвертую – и совершаете движение вниз и вверх по остальным струнам. Играть это требуется очень быстро, поскольку сама по себе музыка кантри динамичная и имеет высокий темп.
Вальсовый бой
Штрих характерный для «вальсовой» музыки и песен, написанных в ритме 3/4 (Раз-два-три) – как это ясно из названия. Бой имеет разные варианты исполнения щипком, медиатором или перебором с чередованием басовых струн. Основная задача здесь состоит в том, чтобы, не сбивая темп держать ровный ритм, который как раз задается с первых нот и раскачивает всю композицию. Сам по себе способ игры простой, но имеет сложные схемы исполнения, для которых потребуется усидчивость и терпение.
Чеченский бой
Вид штриха, характерный для чеченской народной музыки. Это последовательное движение рук вверх и вниз, при этом два первых удара совершаются в одну сторону, а все последующие – с акцентом на каждом третьем ударе. Получиться должно следующее: удар-удар-удар-удар-АКЦЕНТ-удар-удар-удар-АКЦЕНТ, и так далее.
Глушение струн на гитаре
<source srcset="https://pereborom.ru/wp-content/webp-express/webp-images/doc-root/wp-content/uploads/2018/07/vidy-boya-na-gitare-3.jpg.webp" type="image/webp"/>Важным моментом в том, как научиться играть бой на гитаре, является понимание глушения струн. Оно используется для проставления акцентов и помощи гитаристу ориентироваться в ритмическом рисунке песни. Выполняется этот прием очень просто – во время игры штрихом в некоторых ударах правой рукой прижимайте струны, чтобы они перестали звучать – раздастся характерный звонкий хлопок, который выделит слабую долю песни.
Переборы на гитаре
<source srcset="https://pereborom.ru/wp-content/webp-express/webp-images/doc-root/wp-content/uploads/2017/02/vidy-boya-na-gitare.jpg.webp" type="image/webp"/>Альтернативный способ игры на гитаре – это переборы. Так называется техника, во время которой гитарист воспроизводит музыку в виде последовательности отдельных нот, а не звучащих аккордов. Это позволяет разнообразить мелодику композиции, ее гармонию и течение. Перебором исполняется множество классических и современных произведений.
Виды переборов
<source srcset="https://pereborom.ru/wp-content/webp-express/webp-images/doc-root/wp-content/uploads/2017/02/kak-igrat-boj-na-gitare.jpg.webp" type="image/webp"/>Существует также несколько стандартных видов переборов, которые часто применяются гитаристами любого уровня навыка. Названы они исходя из количества задействованных в них струн, и аналогично гитарным боям: «Четверка», «Шестерка» и «Восьмерка». При этом порядок струн в них может варьироваться – и четыре ноты первого перебора могут играться как последовательно с третью по первую струну, так и сначала может звучать вторая, потом третья и только потом первая – все зависит только от вашей фантазии.
Красивые переборы
<source srcset="https://pereborom.ru/wp-content/webp-express/webp-images/doc-root/wp-content/uploads/2017/02/kak-nauchitsya-igrat-boj-na-gitare.jpg.webp" type="image/webp"/>Конечно, стандартные типы переборов и так звучат красиво, однако опытные гитаристы, освоившие данную технику, отходят от них, сочиняя собственные паттерны и ритмические рисунки. Попробуйте, например, играть не аккордами, а обыгрывать различные гаммы и сочинять мелодии, совмещая линию баса и основную нотную текстуру. Попробуйте одновременно защипывать две ноты и давать им звучать в то время, пока играется уже совершенно другой мотив. Существует еще одна фишка – легатто во время игры, когда вы играете одновременно еще и левой рукой, просто зажимая струны без удара по ним – получается интересный и плавный звук. Для того, чтобы освоить технику в совершенстве, попробуйте выучить несколько произведений – например Greensleeves, или Call of Magic – знаменитую композицию Джереми Соула. Смотрите больше роликов и учите фразы, и самое главное – больше практикуйтесь.
Комментарии