Союз Израиля и ОАЭ – часть общей антитурецкой ближневосточной оси

На модерации Отложенный

ак только стало известно об историческом соглашении по налаживанию отношений между Израилем и Объединенными Арабскими Эмиратами, многочисленные политические обозреватели усмотрели в этом шаге "иранский аспект", "палестинский аспект", а также внутриполитические последствия как в Израиле, так и в США.

Однако не менее интересен в свете нового соглашения и "турецкий фронт", отмечает заместитель директора Иерусалимского института по вопросам стратегии и обороны, подполковник запаса доктор Эран Лерман.

 

В своей статье в газете "Исраэль ха-йом" он отмечает, что один из основных ближневосточных водоразделов (в прямом смысле слова) сейчас проходит по "средиземноморской" теме.

И водораздел этот связан прежде с противостоянием Турции и своеобразного "средиземноморского альянса", который образовался по принципу "от противного" между Грецией-Кипром, Египтом, Израилем, ОАЭ и Саудовской Аравией.

Корни у этого противостояния растут как из стремления Турции насадить идеологию "Братьев-мусульман" по всему Ближнему Востоку, так и из геополитического реваншизма Эрдогана в последние годы.

6 августа Египет и Греция заключили соглашение о демаркации морской зоны. По этому договору морская граница между этими странами проходит аккурат на середине той зоны, о которой ранее договорились между собой Турция и Ливия как о собственной поделенной надвое морской зоне, вообще не учитывающей существования Греции и Кипра. На карте, полученной СМИ из "дипломатических источников", пунктирами отмечена зона, на которую претендуют Турция и исламистское правительство Ливии. Серой линией отмечена граница, которую провели по морю Египет и Греция.

Эмираты и Саудовская Аравия, рассказывает Лерман, стоят за Египтом, поскольку турецкое влияние на Ближнем Востоке им так же не улыбается, как и иранское. ОАЭ выступает на стороне Египта и в ливийском конфликте, где Ас-Сиси поддерживает генерала Хафтара, противостоящего правительству исламистов.

Израиль в этом глобальном геополитическом противостоянии занимает вполне определенную позицию, которая с точки зрения всех крупных игроков гораздо важнее мелочей типа Иудеи-Самарии, Газы и даже Иерусалима с Храмовой горой, тем более что с точки зрения суннитских Саудовской Аравии, ОАЭ и Египта первостепенными святынями ислама являются Мекка и Медина.

Тем более, что Эрдоган не перестает накалять атмосферу – не далее как на прошлой неделе он отправил в территориальные воды Греции сейсмологические судно "Орук рейс" под охраной боевого корабля. 13 августа имела место перестрелка между конвоем "Орука" и греческим боевым кораблем. В тот же день французский президент Эммануэль Макрон сообщил, что Франция отправляет в район столкновения собственные морские силы в помощь Греции. Теперь "Орук рейс" курсирует в греческих территориальных водах при поддержке восьми самолетов F-16 турецких ВВС.

Ситуация в Средиземном море сейчас взрывоопасна, поскольку неизвестно, на что готов Эрдоган в своих имперских устремлениях, блефует ли он или всерьез готов вступить в военное противостояние, грозящее стать водоворотом, в который затянет множество стран и армий.

На этом фоне союз Израиля и Эмиратов (которые изначально были готовы ко всем негативным последствиям, неизбежным в арабском мире из-за такого союза) выглядит больше как потенциальное военное партнерство, учитывающее всю "антиэрдоганскую" ось.