Генерал который нашел Гитлера

На модерации Отложенный

История смерти или исчезновения Гитлера при штурме Берлина будоражила умы в течение десятилетий. В конце 80-х журналист Артем Боровик продемонстрировал даже фото челюсти Гитлера, хранившейся в архиве КГБ. Были разные версии его гибели, но точку в этом вопросе поставил дневник умершего в 1990 году генерала Серова, обнаруженный через четверть века после его смерти и опубликованный в 2013 году.



Кто такой генерал Серов? Офицер Красной Армии, в 1939 году направленный в НКВД и быстро ставший заместителем Берии, а после его расстрела до 1963 года возглавлявший советские спецслужбы КГБ и ГРУ и много знавший о тайнах высшего руководства Советского Союза.
 

Поручение Сталина

Серов был особо доверенным лицом Сталина и во время войны не раз выполнял ответственные задания. Одним из эпизодов его захватывающей биографии был поиск по приказу Сталина в поверженном Берлине живого или мертвого Гитлера и главарей Третьего рейха. Серов любой ценой должен был опередить американцев и не допустить захвата ими Гитлера. В то время он был генерал-полковником, уполномоченным НКВД по 1-му Белорусскому фронту, которым командовал штурмовавший Берлин Жуков.

Серов вместе с передовыми советскими частями с конца апреля продвигался к центру Берлина, где по поступившей информации в рейхсканцелярии находились Гитлер и его окружение. В своем дневнике он подробно описывает процесс поиска и обнаружения трупа Гитлера, который он увидел первым.

В течение двух дней, 29—30 апреля, Серов и его группа вслед за танкистами продвигались в район, где находилась рейхсканцелярия. К вечеру 30 апреля они приблизились почти вплотную к рейхсканцелярии. Весь день 1 мая шли бои за Рейхстаг и рейхсканцелярию, сопротивление удалось подавить только утром 2 мая.

Днем 1 мая к советскому командованию прибыл начальник генерального штаба сухопутных войск Германии генерал Кребс. Он сообщил о завещании Гитлера, согласно которому тот уходит из жизни и всю власть передает адмиралу Деницу. Заместители Гитлера Борман и Геббельс направили Кребса вести переговоры о перемирии.

Жуков заявил, что переговоры могут быть только о безоговорочной капитуляции. Кребсу обеспечили связь с Геббельсом, и тот приказал ему вернуться в канцелярию для обсуждения сложившейся ситуации. Рано утром 2 мая в штаб к Чуйкову прибыл немецкий полковник и от имени начальника берлинского гарнизона передал его решение о капитуляции войск гарнизона. Затем прибыл заместитель Геббельса Фриче, который сообщил, что Геббельса нет в живых, и он, Фриче, готов выступить по радио, призвать всех прекратить сопротивление и капитулировать. К 12 часам дня 2 мая Берлин капитулировал.


 

Обнаружение трупа Гитлера

Утром 2 мая Серов и его группа вошли в рейхсканцелярию и осмотрели ее. На выходе в парк на ступеньках лежал труп мужчины в черном пиджаке лет сорока пяти, внешне очень похожий на Гитлера. Серов решил, что это труп Гитлера. Выйдя в парк, он обнаружил глубокую воронку, в которой веером лежало около сорока трупов офицеров СС, у некоторых пистолеты были зажаты в руке. Было видно, что все они застрелились.


В конце парка стоял сгорбленный мужчина лет семидесяти с блуждающим взглядом. Ему показали труп на ступеньках и спросили: «Это труп Гитлера?» Он ответил, что это не фюрер, тот старше.

Впоследствии в 1945 году Серов неоднократно видел в газетах и журналах фотографию этого «Гитлера» в разных позах. Один корреспондент притащил его даже в воронку, где лежали застрелившиеся офицеры СС и на их фоне фотографировал. Этого «Гитлера» журналисты и корреспонденты так затаскали, что в некоторых публикациях указывалось, как «труп Гитлера извлекли из котлована в рваной одежде».

В противоположной стороне парка был бункер Гитлера с бетонными стенами толщиной до метра. Спустившись в бункер, Серов в одной из комнат увидел деревянные нары, наверху которых лежали тела четырех девочек в возрасте от 4 до 13 лет. Это были дети Геббельса, их отравила мать, сделав им уколы как бы от гриппа.


 

Последние дни Гитлера и его окружения

Утром 3 мая в рейхсканцелярию привезли заместителя Геббельса Фриче. Тот рассказал о последних днях верхушки рейха. В эти дни Гитлер практически не выходил из бункера, так как рейхсканцелярия постоянно подвергалась налетам авиации. Попытки его окружения связаться с американцами были безуспешными.

Геринг, официально второе лицо в государстве после Гитлера, находившийся в американской зоне оккупации, как бы для спасения Германии объявил себя 23 апреля руководителем правительства. Рассвирепевший фюрер приказал арестовать Геринга, так что до последнего дня рядом с Гитлером были Геббельс, Борман, Кребс и Фриче.

В бункере 20 апреля отпраздновали день рождения фюрера, который больше был похож на похороны. В конце Гитлер произнес речь и сказал, что «немецкий народ не оправдал наших надежд и оказался слабым» и что «немцы вместо того, чтобы биться с врагами, встречают американцев и англичан с флагами».

В тот же день было проведено совещание, на котором решили, что Гитлер, Борман, Кребс и Геббельс остаются в Берлине, а Гиммлер и Риббентроп отправляются на север в Шлезвиг и будут пытаться установить связь с американцами. На этом совещании обсуждались различные варианты обороны Берлина, в том числе и возможность повернуть немецкие войска с запада на восток против Красной Армии. Также возлагалась надежда на армию Венка, которая существовала только на картах, войск у нее не было.

Фриче рассказал, что Гитлер 27 апреля женился на Еве Браун и на следующий день в присутствии близких друзей написал завещание. За фюрером 28 апреля от адмирала Деница прилетал новый командующий ВВС фельдмаршал Грейм с женой, известной немецкой летчицей Анной Райч, чтобы забрать фюрера на территорию, еще подконтрольную немецким войскам. Широкая улица Унтер-ден-Линден позволяла осуществить взлет и посадку легкого самолета. Гитлер отказался, заявив: «Я 12 лет руководил из Берлина немецким народом, который мне оказывал доверие, я ему благодарен, поэтому в Берлине и умру». После этого Грейм и Райч улетели к Деницу.

Фриче сказал, что он был в бункере до последних минут существования Гитлера и Геббельса и показал в парке небольшое утоптанное возвышение, где они закопаны. На небольшой глубине были откопаны обгоревшие трупы Геббельса, его жены и Евы Браун. На дне ямы был обгоревший мужской труп, лицо и волосы были сожжены, сгорел также пиджак и верхняя часть брюк.

Фриче признал в нем Гитлера и рассказал, как после завещания и распределения должностей в рейхе Гитлер 30 апреля решил покончить с собой, такое же желание выразила и Ева Браун. В присутствии Фриче Гитлер проинструктировал своих адъютантов Линге и Гюнше, у которых была канистра бензина, чтобы они тщательно сожгли трупы. Потом Гитлер принял цианистый калий и выстрелил себе в голову.

В 1947 году эта история с адъютантами имела продолжение. К Серову напросился один из военнопленных офицеров, содержащихся в лагере под Москвой. Он представился адъютантом Гюнше и подробно рассказал о том, что Серов уже знал, как Гитлер 30 апреля в 3 часа отравился и застрелился. На вопрос, почему он плохо сжег труп Гитлера, тот ответил, что у него была только одна канистра бензина и сжечь четыре трупа было невозможно. Гюнше по максимуму сжег труп фюрера, а остальных — тем, что осталось, к тому же он стремился как можно быстрее скрыться.

Дальнейшая судьба трупов также довольно интересна. С наступлением темноты их вывезли в другое место и захоронили в Магдебурге на территории одной из баз НКВД. О том, что обнаружены трупы Гитлера и Геббельса, официально не было сообщено.

Сталин, по всей видимости, затеял интригу с возможным бегством Гитлера, и она еще много лет будоражила умы исследователей. Серов в 1955 году по роду службы был на месте захоронения. Там наши военнослужащие устроили беседку, поставили столики и в перерывах от работы под деревьями распивали чай. В 1970 году, когда территория этой базы должна была передаваться ГДР, останки были вырыты, кремированы и выброшены в реку. Сохранились лишь челюсть и часть черепа Гитлера с входным пулевым отверстием, которые до сих пор хранятся в архиве.

В июне 1945 г. был задержан немец-дантист Эхтман, который в течение ряда лет лечил зубы фюреру. Дантист показал, что незадолго до женитьбы Гитлер захотел вставить недостающий зуб. Дантиста доставили в бункер. Он через пару дней приготовил вместо недостающего зуба искусственный и сделал золотой поясок, к которому припаял искусственный зуб, а затем поясок надел на здоровый зуб. Он указал порядковый номер зуба. Все это было подтверждено найденной медицинской картой. Группа выехала на место захоронения Гитлера, откопала труп и изъяла челюсть для проверки. Показания дантиста были полностью подтверждены. Так челюсть оказалась в архиве.

Таким образом, Серов неоднократно из разных источников проверил и доказал, что Гитлер покончил жизнь самоубийством. Поэтому всякие предположения, легенды, версии, в том числе и фотографии «трупов с усиками», являлись вымыслом.


 

Состояние Гитлера перед крахом рейха

Фриче, Гюнше и другие немцы, которые в последние дни были около фюрера, подробно описали внешний вид и состояние Гитлера. Это была развалина, которая уже не сомневалась, что война проиграна, и не скрывала это от окружающих.

Гитлер уже с трудом передвигался, волочил ноги и выбрасывал вперед верхнюю часть туловища. Он с трудом сохранял равновесие. Если приходилось переходить в другую комнату, то он отдыхал на скамейке, установленной вдоль стены, или держался рукой за ближайшего спутника. Левая рука не работала, правая дрожала, изо рта текла слюна. Вид у него был ужасающий. Возможно, это было результатом покушения 20 июля 44-го года.



Что касается памяти и рабочей головы, то тут было все нормально. Он продолжал никому не верить, полагая, что его хотят обмануть. Когда неуспехи германских войск стали очевидными, Гитлер счел это предательством со стороны генералов и его окружения.

Он был твердо убежден, что при любых обстоятельствах Америка и Англия его не оставят в тяжелом положении и согласятся на перемирие, чтобы дать возможность продолжить войну против большевиков. Особенно он радовался, когда умер Рузвельт, которого он считал своим врагом.

 

Судьба соратников Гитлера

Серов подробно описывает и судьбу ближайших соратников Гитлера, что по роду деятельности и от американцев ему было хорошо известно.

Гиммлер до 21 мая с двумя охранниками бродил в английской зоне, переодевшись в гражданскую одежду. Случайно он был задержан и направлен в английскую комендатуру, где сразу сознался, что он Гиммлер, и потребовал встречи с фельдмаршалом Монтгомери. Гиммлера раздели догола, тщательно обыскали и изъяли ампулу цианистого калия. Затем приехавшие из штаба Монтгомери офицеры приказали еще раз обыскать Гиммлера. Ему предложили открыть рот, он сжал челюсти и раскусил ампулу.

Геринг бежал из Берлина при подходе наших войск примерно в двадцатых числах апреля и пытался установить связь с Эйзенхауэром. При этом он 23 апреля объявил, что в связи со сложившейся обстановкой берет на себя всю власть в Германии. В тот же день по указанию Гитлера Геринг был арестован эсэсовцами, но, когда его вели, он увидел своих подчиненных офицеров ВВС, и они его освободили.

Геринг продолжал представлять себя руководителем рейха и 9 мая послал парламентера к командиру американской дивизии с предложением вести переговоры. Командир дивизии задержал его и разместил в особняке, разрешив приехать жене Геринга и прислуге. Позже он был помещен в Нюрнбергскую тюрьму


Когда Герингу объявили решение Нюрнбергского трибунала о смертном приговоре через повешение, он стал ходатайствовать, чтобы его помиловали или заменили повешение расстрелом, так как не мог допустить, чтобы рейхсмаршал Германии был повешен. В просьбе ему отказали. Когда 15 октября 1946 года пришли за ним в камеру для исполнения приговора, он уже хрипел, раскусив ампулу. Ампулу могла передать ему жена, которая посещала его, и он имел возможность хранить эту ампулу.

В камере Геринг оставил письмо начальнику Нюрнбергской тюрьмы с благодарностью за хорошее содержание, поскольку в камере он жил вольготной жизнью, имел несколько костюмов, различные бритвенные принадлежности и кремы, чайный прибор. Ему было за что благодарить американцев. На столе также лежала записка, адресованная сержанту, охранявшему его. Геринг благодарил сержанта за заботу и внимание и просил, чтобы начальство не ругало сержанта.

Также Серов рассказал несколько любопытных эпизодов, как происходило исполнение приговора Нюрнбергского трибунала. Приведение в исполнение приговора было возложено на американцев, и они провели это с помпой. В помещении тюрьмы был устроен специальный эшафот высотой 3 метра. На полу эшафота под виселицей был люк. Преступнику надевали на шею веревку. Один из членов трибунала зачитывал приговор. Сержант американской армии ногой нажимал педаль, и преступник проваливался в люк с петлей на шее.

После фиксации врачом смерти сержант снимал веревку с повешенного и прятал за пазуху. На вопрос советского генерала, зачем он прячет веревку, тот, счастливо улыбаясь, ответил: «Веревка с повешенного для молодых людей приносит счастье, а мне бизнес, я по клочкам буду её продавать за доллары».

Интересно вели себя американские и английские генералы в процессе распыления пепла казенных преступников в одном из каналов. Сопровождающий советский генерал, когда подъезжали к каналу обратил внимание на возню и шум на заднем сиденье машины, где американский и английский генералы держали в руках урны с пеплом и каждый старался первым влезть рукой в урну, отбивая руку другого. Оказывается, по их традициям, кто первый бросит пепел, тот будет счастлив. Когда машина остановилась, наш генерал, сдерживая смех, смотрел на измазанных в пепле «счастливых» генералов, кинувшихся к воде, чтобы бросить пепел.

Серов выяснял и судьбу Бормана. В ходе агентурных данных и проверок он установил, что Борман вместе с рейхсюгендфюрером Аксманом бежали из Берлина на БТР. На одной из улиц в БТР со второго этажа была брошена граната, и Борман был ранен. Большего установить не удалось. Это потом породило множество легенд: мол, Борман остался жив и скрывается в Южной Америке.


Уже в 60-е один из бывших почтовых работников Берлина сообщил полиции, что 8 мая 1945 ему и его коллегам было поручено захоронить два трупа, один из которых как будто бы был Борман. При раскопках трупы не были обнаружены, но в 1972 году при проведении строительных работ рядом с указанным местом были обнаружены человеческие останки, в челюстях которых было стекло, что говорило об отравлении цианистым калием.

Проведенная экспертиза подтвердила, что один из останков принадлежал Борману, и в 1973 году правительство ФРГ объявило Бормана умершим. Так закончилась многолетняя эпопея с «выжившим» заместителем фюрера по нацистской партии.

Несмотря на веские доказательства, версии о жизни и смерти Гитлера продолжали существовать. В 2017 году ведущие французские ученые были допущены к исследованию челюсти, хранившейся в музее ФСБ, и части черепа Гитлера с пулевым отверстием в Госархиве. Выводы французских ученых по исследованию останков, обнаруженных генералом Серовым, еще раз подтвердили, что это останки Гитлера.