Отрицательный отбор продолжается

На модерации Отложенный

 

Как известно положительный естественный отбор в биологии понимается как совершенствование  биологического вида. Отрицательный – как его деградация.

В третьем веке в Персии, а затем и в других странах распространилась религия  проповедника Мани, основой которой являлся древний зороастрийский дуализм непримиримых начал:

царства света, добра, духа, Бога с одной стороны и царства тьмы, зла, материи, Сатаны с другой. Борьба двух начал якобы должна завершиться катастрофой, в результате которой материя погибнет, а дух станет свободным.  Манихейство  оказало  бóльшее влияние, чем принято думать. И даже в словах «С нами Бог» акцент делается не на слове «бог», а на слове «с нами». Разделения на «мы» и «они», на белое и черное, (на красных и белых, на божественное и дьявольское) оставалось и в секуляризованном обществе. Люди старшего поколения помнят красно-черные плакаты на тему «Два мира — две системы». У нас всё хорошо, у них – все плохо. Мы на пути к коммунизму - капитализм загнивает.

Из юного христианства манихейство заимствовало идею мессианства. Получилась опасная горючая смесь. Вспомним большевиков с их «всемирно-исторической миссией пролетариата», русских религиозных философов вроде Шестова который русским никогда и близко не был и всякие   «искания»  истинной веры и запредельных сущностей.

 Не пора ли преодолеть манихейство?  

Лев Толстой говорил  о непротивлении злу силой. Он считал, что против грубой силы сущего есть духовная сила должного, вера в истину и добро, в то, что должно быть. Должное должно победить сущее.

Гораздо ранее Николо Макиавелли  утверждал: «Наша жизнь так далека от того, чем она должна была бы быть, что всякий, кто пожелал бы отступить от действительного ради должного, убедился бы в том, что такие действия приведут не к спасению, а к гибели».

Без изучения действительности всякие рассуждения о должном становятся гибельным и пустым морализаторством. Под словом «спасение» он подразумевал не загробную жизнь, а  решение жизненно важных проблем.

 Необходим сплав творящей веры-воли, обеспечивающий свободное исследование сущего для того, чтобы понять и вырастить должное. Вера как научно-обоснованная уверенность и обеспечивает энергетику воли, её свободную и разумную реализацию.

Призывы вернуться в допетровскую «Святую Русь» к «обожествлённой мирской жизни» так же нелепны в эпоху транснациональных компаний и высоких технологий как и призывы Руссо вернуться к первобытному «естественному» состоянию.

Рабство рухнуло в своё время просто потому что оно экономически стало не эффективным. Азиатский способ производства, который выделял Маркс и на который экономика СССР была похожа так как   гос. собственность не является общественной, а по Марксу является «частной собственностью гос. чиновников, доведенной до абсурда». И она  оказалась не эффективной и не трансформативной:  попытки её реформировать, вспомним Косыгина с его попытками и начальный период деятельности Горбачёва. Ну не позволила административно-командная  система себя потревожить. Она позволила трансформировать «социалистическую» госсобственность в олигархическую, отдав в частные руки сырьевые ресурсы страны.  Получили странный капитализм,  в котором  отрицательный отбор со всеми его разновидностями продолжается.