Сегодня в Беларуси около 15 тысяч долларовых миллионеров

На модерации Отложенный

Большинство беларусов, которые ещё не сделали решительный выбор за перемены, за демократию и свободу, опасаются того, что А. Лукашенко и его пропагандисты называют «шоковой терапией», пишет известный экономист Ярослав Романчук.

«Шоковая терапия» - это мистический Саурон/Волан-де-Морт в маске Джокера. Этот страх прочно вошёл в число любимых пропаг андистских штампов Вертикали власти. Им пугают взрослых, многих образованных людей так же, как Бабой Ягой и Кощеем Бессмертным детей.

По версии белорусской пропаганды, а также региональной и глобальной левизны «шоковая терапия» якобы – это острая, резкая, невыносимая боль людям при проведении рыночных реформ, при расширении сферы свободного рынка. В переводе на экономический язык боль – это безработица, резкое сокращение доходов, скачкообразный рост издержек жизни и долгов при истощении старых и полном отсутствии новых источников доходов. «Шоковая терапия» рисуется пропагандистами, как массовая остановка предприятий, резкий рост банкротств, неплатежей и долгов, который сопровождается параличом государства в обеспечении безопасности граждан, порядка и законности.

А. Лукашенко даже в своём Послании-2020 повторил набившую оскомину страшилку: «… Призыв альтернативщиков осуществить «перамены» через возврат к лихим 90-м и вернуть Конституцию 1994 года - это подарок криминалу. Это подарок криминальному бизнесу. Поэтому никакого возврата в лихие 90-е быть не может. Это будет «хорошим» мутным условием для проведения тех «реформ», о которых сегодня талдычат наши альтернативщики».

Уместно напомнить, что в Беларуси НИКОГДА не было никаких системных, рыночных реформ. Беларусь времён премьер-министра В. Кебича – это неуклюжие, неумелые, абсурдные попытки сохранить модель Совок/Госплан в отдельно взятой стране после развала Советского Союза. Это безусловная слабость государства в выполнении своих базовых функций при его неоспоримо преступной деятельности по превращению сбережений населения (по разным оценкам $20 – 25 млрд.) в пыль.

Бедность беларусов, резкий рост напряжения на уровне предприятий – это прямое следствие запрета на свободнорыночные реформы, отсутствия у властей базовых знаний о рыночной экономике, о том, как функционирует финансовая система и как очистить страну от токсичных активов прошлого. Конституция 1994 года совсем не причём. Собственно говоря, если бы её не было, А. Лукашенко никогда не стал бы президентом.

В. Кебич был и остался типичным номенклатурным совком, который видел спасение страны в слиянии с Россией, с организацией схем поставки оттуда управленческих идей, идей, энергоресурсов инвестиций. Обвинять свободный рынок и демократию в том, что делал, что пропил В. Кебич сотоварищи в Беларуси в первой половине 1990-ых – это как обвинять Мать Терезу в организации сети борделей в гостиницах Трампа.

Те страны, которые начали системные, рыночные реформы в более-менее упорядоченном виде преодолели самые болезненный период постсоветской, постсоциалистической трансформации за год - два. Беларусь же застряла в полосе бедности, нервной неопределённости вплоть до 2000-го года. Почти десять лет понадобилось сторонникам модели Совок/Госплан, чтобы довести зарплату в стране до африканского уровня в $100 в месяц.

Вот яркое подтверждение тому, что именно Кебич/Лукашенко, как единая теоретическая, смысловая, политэкономическая связка нанесла беларусам ущерб в несколько десятков миллиардов долларов. По сути дела, они спасали пожар бензином, лечили переломы кувалдой, а потерявших сознание людей приводили в себя мощными разрядами электрического тока. Всё это было под знаменем «Не допустим шоковой терапии!» Всё это в обёртке «Беларусам – надёжную социальную защиту». Играя на глубоком экономическом, финансовом, политическом невежестве беларусов, А. Лукашенко разрушил слабые ростки белорусской демократии, жёстко централизовал и подмял все ветви власти под себя, создав фундамент для ЗАО «Беларусь».

Сегодня А. Лукашенко, как авторитарный DJ, продолжает пичкать людям всё ту же заезженную, скрипучую и фальшивую пластинку про шоковую терапию, дерьмократов и прихватизацию. Все эти пугалки-страшилки рассчитаны на невежество людей и боязнь перемен.

У меня для вас, дорогие беларусы, которые боятся т. н. шоковой терапии, прекрасные новости. «Шоковая терапия», которой вас пугает власть, сегодня в принципе невозможна. Даже в том виде, в котором её испытали страны Центральной и Восточной Европы она невозможна. Для неё нет оснований, нет той среды, которая была в конце 1980-ых, начале 1990-ых годов.

Вот десять факторов, которые делают шоковую терапию в Беларуси теоретически невозможной, без сознательных, целенаправленных действий самих властей по превращению страны в зону бедствия за железным занавесом.

1) Сегодня Беларусь – гораздо более интегрированная экономика в региональную и мировую, чем 30 лет назад. Структура нашей экономики, цены, бизнес циклы гораздо ближе к рыночным, чем в начале 1990-ых.

2) Сегодня в Беларуси есть предпринимательский капитал, люди, которые реально знают, как организовать бизнес, встроить его в региональные и глобальные цепочки. 30 лет назад этого ценнейшего ресурса не было.

3) Сегодня белорусская финансовая система гораздо ближе международным стандартам, чем 30 лет назад. В случае умных, системных реформ она не станет тормозом и токсичным институтом.

4) Сегодня только Беларусь представляет собой островок с моделью Совок/Госплан. 30 лет назад в почти 30 переходных странах никто не имел опыта создания институтов рыночной экономики на обломках Совка. Сегодня накоплены богатый опыт того, как и что делать, равно чего и ни при каких обстоятельствах не делать. Наличие этих нематериальных активов как в Беларуси, так и за её пределами, сводит до минимума риски совершения грубейших ошибок начала 1990-ых.

5) Сегодня в мире есть огромный пул инвестиционных ресурсов, которые ищут благоприятной налоговой, регуляторной среды для реализации производственных проектов в рамках региональных и глобальных цепочек стоимости. 30 лет назад для такого инвестиционного притока не было инфраструктурных, технологических оснований.

6) Сегодня в Беларуси уже идентифицированы, выявлены места концентрации токсичных активов и «мёртвого» капитала. Это ~25 - 30% государственных предприятий. Отсечение их от бюджетной поддержки, от льгот, дотаций, преференций и привилегий – это безусловное благо для страны, для бюджета. Это новые возможности для выявления хотя бы части «живых» активов и ресурсов среди груды токсинов. Даже высвобождение 400 – 500 тысяч работников – это никак не шок. Каждому необходимо выплачивать $130 – 170 в месяц пособие в течение 12 – 18 месяцев, обеспечить возможность переобучения. Стоимость такой программы – 10 – 15% от тех сумм, которые власти гробят на поддержку госсектора. Сегодня прекрасно известно, как организовать и обеспечить функционирование адресной системы поддержки человека, которому нужно помочь в преодолении трудностей транзита от системы Совок/Госплан к системе свободного рынка.

7) Сегодня сами беларусы в гораздо большей степени готовы к жизни и работе в режиме свободного, добровольного обмена ценностями без государства-посредника, чем в начале 1990-ых. Миллионы беларусов бывали за границей, около 1,5 – 2 млн. прямо или косвенно соприкасались с предпринимательством.

8) Сегодня есть чёткое представление о том, каким должно быть государство, система управления, на переходном периоде на время транзита. Попытки адаптироваться постсоветскую номенклатуру, бюрократию и силовые структуры под функции и задачи свободнорыночной экономики неизменно приводят к созданию олигархата и схематоза. Функции государства должны быть ограничены политической и экономической конституциями, чтобы не допустить прихватизации и превращения политической системы в дерьмократию после автократии.

9) Сегодня цены на многие товары и услуги в Беларуси выше, чем на мировом рынке. Либерализация внутренней и внешней торговли с изменением режима таможни, налогов и инвестиции – это гарантированное снижение цены на базовые товары и услуги. Это бонус каждому белорусскому домашнему хозяйству в $250 - 300 в год.

10) Сегодня в Беларуси есть не только ПВТ, прекрасный интеллектуальный капитал в этой важнейшей сфере, но и ~15 тысяч долларовых миллионеров, около 200 человек с капиталом более $200 млн. Эти люди при создании благоприятных правовых, имущественных, налоговых, макроэкономических условий никогда не допустят до шока для людей, для страны. Потому что это будет противоречить не только их гражданской позиции, а логике их бизнеса.

Таким образом, страшилка-пугалка А. Лукашенко «шоковая терапия» - это пропагандистский фейк, обман людей, основанный на их невежестве и непонимании экономики и институтов свободы. Власти, пугая шоковой терапией, на самом деле, стараются консолидировать 1% выгодополучателей модели Совок/Госплан. Вот для них, действительно, будет шок. Потому что они лишатся возможности пилить бюджет, жить на откатах и за счёт своего монопольного статуса и «прихватизации» правоохранительных и судебных органов.