Левые против Каддафи

Обвинения Каддафи в неподобающем обращении с мятежниками, которые являются главными аргументами либералов, вряд ли заслуживают каких-либо комментариев, ввиду их абсурдности. Куда серьезнее выглядят претензии к Каддафи со стороны некоторых левых, которые были неоднократно озвучены в последние недели, но, почему-то не получили сколько-нибудь серьезного критического комментария.

Суть «претензий к Каддафи» по мнению левых сводятся к тому, что ливийский вождь сам предал собственные идеи, отказался от социалистического проекта, а на рубеже веков вообще сдал былые позиции, стал дружить с «империалистическим Западом», допустил на ливийскую территорию представителей «мировой буржуазии». И нет ничего удивительного в том, что Каддафи был «кинут» своими бывшими закадычными друзьями, среди которых Берлускони и Саркози.

Действительно, с началом ХХI в. Ливия изменяет свой внешнеполитический курс, отказавшись от конфронтации с Западом. Следует обмен «любезностями»: Каддафи отказывается от разработок ОМП, поддержки тех национально-освободительных движений, которые на Западе считались террористическими. Кроме того, Ливия выплачивает компенсации за большую часть терактов, которые вменялись ей в вину, Запад в ответ прощает Каддафи и отменяет санкции в октябре 2004 г. Наступает новая эпоха в жизни Ливии. Та самая эпоха, которую левые разных направлений поспешили назвать предательством.

gaddafi16

Для начала зададимся вопросом - в чем же была причина такого поведения Каддафи? Захотели полковник и его сыновья сытой и беззаботной жизни? Осуществили предательство былых идеалов ради доброго расположения проклятых империалистических режимов? На первый взгляд - почему бы и нет? Ведь такие истории случались не раз... Мало ли революционных режимов рано или поздно испытывали подобные метаморфозы.

Вместе с тем причины изменения в поведении Каддафи следует искать вовсе не во внутренней деградации полковника и его убеждений. Совсем другие причины сподвигли Каддафи на изменение старого курса. Чтобы понять, какие, рассмотрим действия американской администрации после 2001 г. События 11 сентября ознаменовали начало новой периода американской внешней политики — экспансии на Ближнем Востоке. Обещание Буша разделаться со спонсорами терроризма, перманентное нахождение Ливии в «черном списке» Белого дома, наступление Запада на Афганистан, победоносная война США против другого изгоя – Ирака – все эти факторы оказали серьезное влияние на ливийского лидера. В условиях, когда единственную сверхдержаву некому было остановить, у Каддафи не оставалось другого выбора. Следующей жертвой американской борьбы за «демократию» должна была стать Ливия. Идя на вынужденную дружбу с Западом — в первую очередь с европейцами, Каддафи понимал, что это едва ли не единственная возможность спасти свою страну от казавшейся неизбежной расправы.

Тем нашим соотечественникам, которые готовы обвинять Каддафи в сдачи позиций, следует вспомнить про куда более серьезную сдачу — сдачу Советского Союза, состоявшуюся на рубеже 80-х и 90-х гг. ХХ в. Именно это событие подписало приговор тем режимам в мире, которые пытались выстраивать альтернативные пути развития и смотрели на СССР, как на защитника. Но проще сегодня обвинять Каддафи, который не пошел один против всего мира, а попытался спасти свой народ.

Каддафи был предан лидерами умирающего СССР. Санкции против Ливии были поддержаны новым российским руководством и вступили в силу в 1992 г. Как и санкции, наложенные на Ирак, они способствовали деградации экономики. В октябре 1996 г. Ливия заявила, что санкции ООН привели к трагическим результатам, приведя к гибели более 20 тыс. человек и причинив материальный ущерб по стране в 19 млрд.

долларов. Больше всего от санкций пострадало сельское хозяйство - убытки оценивались в $ 5,9 млрд1. Каддафи прекрасно понимал, что главной целью санкций было ослабление Ливии. Многолетнее эмбарго на закупки вооружений сделали ливийскую армию беззащитной. США не составило труда разделаться с куда более мощным в сравнении с Ливией Ираком, который также больше десяти лет изнемогал от санкций. Поэтому цель Каддафи — любой ценой нормализовать отношения с Западом, была вовсе не предательством былых социалистических идеалов ради сытой жизни, а прагматичной попыткой избежать судьбы Ирака.

США ответили на инициативу Муаммара Каддафи. Да, они завязли в Ираке и Афганистане, а тут Ливия сама шла в руки, демонстративно каясь. Можно было сделать вид, что единственная сверхдержава удовлетворена жестами Каддафи. В 2004 г. Буш снимает экономические санкции, приветствуя начало работы американских бизнесменов в Ливии. И вот, наконец, 16 мая 2006 г. устами государственного секретаря Кондолизы Райс было объявлено о восстановлении дипломатических отношений между США и Ливией в ближайшем будущем. Госсекретарь пояснила причину этого благородного жеста со стороны США: "Сегодняшние заявления стали осязаемым следствием принятых ливийским руководством в 2003 году исторических решений отказаться от терроризма и свернуть программы разработок оружия массового поражения."

Да, Каддафи откупился. Полковник осознанно шел на эти меры, понимая, что необходимо подстраиваться под сложившиеся обстоятельства. Он действовал не как революционер, но как мудрый стратег, ставящей во главу угла не абстрактные идеи, а интересы своего государства. Так уж получилось, что многие идеалы его юности были разбиты вдребезги — и социализм и панарабизм. Некогда пламенный юнионист — сторонник объединения арабов, он неоднократно обращался к арабским странам с разными проектами интеграции. Но когда над Ливией нависла опасность, арабские собратья отвернулись от Каддафи. Горькое разочарование в арабском единстве проявилось в обещаниях Каддафи выйти из Лиги Арабских Государств и его активной панафриканской политике, которая заменила панарабизм.

Своеобразный ливийский социализм, строившийся в обществе, не знавшем даже феодализма, был детищем Каддафи, много читавшем и впитавшем идеи различных философов и политических деятелей. При всех недостатках ливийского общества, стране удалось достичь серьезных успехов в социальной сфере и сделать гигантские шаги в развитии и модернизации. Не это ли важно в контексте оценок действий ливийского лидера с «левых позиций»? Думаю, что не имеет смысла приводить цифры, свидетельствующие о высоком уровне жизни в Ливии. Особенно в сравнении с другими африканскими странами. Здравоохранение, образование, социальная поддержка — все это остается на высоком уровне в Ливии и после «предательства» Каддафи, которое по мнению левых случилось достаточно давно.

Избавившись от санкций и выйдя из черного списка оси зла, Ливия стала активно развиваться. Планы модернизации ливийской экономики предполагали превращение Ливии в серьезного регионального лидера, что вряд ли устраивало Запад. На самом деле, Каддафи вовсе не «исправился» — он не дал национализировать национальную нефтяную компанию NOC, продолжил активную панафриканскую деятельность, стал заявлять о создании единой валютной зоны в Африке. Американские компании получили в Ливии совсем мало. Не удалось развернуться и французам с англичанами. Ливия раздавала контракты корейцам, китайцам, русским, бразильцам. Каддафи не боялся диктовать свои условия, он действительно сохранил независимость. Этим он оказался особенно опасен для Запада. И поэтому так рьяно набросились на Ливию страны НАТО, воспользовавшись минутной слабостью Каддафи, столкнувшегося с вооруженным мятежом в Киренаике. Ливия при помощи бомб и ракет будет отброшена назад, к плачевному блокадному состоянию. В случае падения Каддафи Ливия имеет все шансы повторить судьбу Ирака и Сомали и гарантированно лишиться всех тех социальных благ, которые обрела за последние десятилетия.