Кто такой Вольтер?

На модерации Отложенный

Вольтер, - настоящее имя Франсуа Мари Аруэ. (1694 – 1778)

Сторонник союза философии и естествознания, разделял атомистическую теорию, опирался на законы науки и считал, что нет действия без причины, а потому не верил в чудеса.

Думал, что если мироздание существует, то должен быть и его творец, но творец не вмешивается в мирские дела и о нем ничего нельзя сказать. Такая позиция называется деизмом.

Только разумная деятельность способна улучшать положение человека. Это касается и отношений между людьми: «Торжество ума в том и состоит, чтобы уживаться с людьми, у которых его нет».

История человечества носит всемирный характер и является целостной. Вольтер выступал в защиту собственности и свободы «продавать свой труд тому, кто лучше заплатит». Франция, благодаря действиям просвещенного монарха, заботящимся о справедливости и благополучии своих подданных, должна стать царством разума.

Вольтер искренне верил, что «мнения правят миром». Философы должны разъяснить монархам суть власти. Но ум их засорен ложными идеями, а главный источник ложных идей – церковь, внушившая им, что их власть от Бога. Поэтому монархи не понимают своей ответственности за благополучие своих стран и народов перед обществом. Вот отчего многие свои письма царствующим особам он заканчивает призывом «Раздавите гадину!».

Вольтер боролся за спасение людей от религиозного фанатизма, за жизнь тех, которых несправедливо приговаривали к смертной казни за «неправильные» религиозные убеждения.

По его подсчетам христианство «во имя Бога» уничтожило более 20 миллионов человек. Он перечисляет многочисленные религиозные распри и войны, крестовые походы, костры, массовую резню и убийства, сожжения и самосожжения. Такова, утверждал он, «мрачная картина многовекового владычества церкви».

Вольтер высмеивал не только слепую веру, как порождение невежества и страха, не только религиозный фанатизм, но и слепое поклонение всяким авторитетам и догмам. Недаром слово «вольтерьянство» стало синонимом свободомыслия. Средневековую церковь он рассматривал как воплощение невежества и мошенничества в целях узурпации власти и собственности. Религия, по его мнению, является результатом встречи мошенника с глупцом. Но Вольтер подчеркивает, что религия имеет две необходимые функции – утешения и обуздания: Без религиозной узды «чернь станет только разбойничьей ордой». Когда его прямо спросили, есть ли Бог, Вольтер попросил плотнее закрыть дверь и ответил: «Бога нет, но этого не должен знать мой лакей».

Видимо, Вольтер не понимал, что держать лакеев за закрытой дверью невозможно, и чтобы они не превратились в «разбойничью орду» по обе стороны двери следует говорить то, что может быть приемлемо для массового сознания.

Вольтеру принадлежат знаменитые слова: «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за Ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью»