Культурный слой эпохи вкусного пломбира в Украине

На модерации Отложенный
  • <abbr class="datetime">1 авг, 2020 в 18:00</abbr>

Украинская Советская Социалистическая Республика — Википедия
Это останки жертв массовых репрессий в Винице. Здесь в 1937–1938 годах по всей области НКВД арестовал 40 тыс. людей. Почти 60% из них осудили к наивысшей мере наказания. Утверждали списки репрессированных по предоставленному сверху "лимиту", а рассматривали дела внесудебные органы — "тройки". К ним входили секретарь обкома, начальник облуправления НКВД и областной прокурор. Приговоры исполняли во дворе тюрьмы, а тела потом вывозили и хоронили в городе. При захоронениях вещи расстрелянных сбрасывались в яму, на трупы. Участки для массовых захоронений среди кладбищенских памятников, деревьев и кустов, закрывали плотными заборами.

9439 тел в 95 могилах обнаружили в Виннице во время раскопок, организованных немецкой оккупационной властью с 24 мая по 3 октября 1943-го. Расстрелянных местный НКВД в 1937–1938 годах хоронил в Центральном парке города, Фруктовом саду на бывшей улице Подлесной и на военном кладбище недалеко от Хмельницкого шоссе.

О раскопках широко оповестили население Винничины и всей Украины. Родственники приглаша.лись для опознания «врагов народа», о которых в свое время сообщалось, что они осуждены на 10 лет «без права переписки». Отовсюду шли люди, стояли около массовых захоронений при открытии могил, с ужасом узнавали своих убитых НКВД мужей, родителей, детей по вещам, найденным документам.



Около разрытых могил на деревьях была натянута проволока, на которой развешивались личные вещи убитых. Нередко рядом с останками находили документы НКВД. Фотографии и документы выставляли в центре города. По характерным элементам одежды, местными женщинами было распознано 468 тел их мужей и сыновей.



Еще треть жертв - 202 тела были идентифицированы благодаря найденным у них документам. Среди идентифицированных трупов было 490 украинцев, 28 поляков, национальность 161 установить не удалось.

Очевидцы до сих пор вспоминают смрад, повисший над этим районом города. Рыдающие родственники, считавшие своих близких пропавшими без вести, преодолевая тошноту, бродили по этой ужасной выставке, пытаясь по лишь им знакомым приметам найти хоть кого-то.

Очевидец событий киевлянин Н.Пушкарский рассказывает:
«На месте раскопок и у витрин выставок разыгрывались душераздирающие сцены, когда какая-нибудь женщина, опознав в трупе своего «сосланного» мужа, начинала громко рыдать. Ее плач передавался десяткам других, таких же несчастных, пришибленных горем людей, тут же присутствующих. В эти дни над территориями «военного строительства» и «Парка культуры и отдыха» стоял сплошной вопль»

«Я дважды была там.

Впервые — в июне, как только начались раскопки, во второй раз — в начале октября, когда сбежала к родственникам в Винницу, чтобы не забрали на работу в Германию. Впервые ездила с подругой Галей Головко — ее не стало четыре года назад. Мне тогда было 18, а Гале — 17. Искали ее отца. Он был слесарем на сахарном заводе. В 1937-м и 1938-м из работников сахарозавода расстреляли 57 человек, а всего из села — почти 100» - вспоминает 83-летняя Мария Шевченко из села Соболивка Теплицкого района.

Тело отца Галина Головко не нашла. Опознала только покрывало, которое мать дала, когда его арестовали. «По волосам узнали акушерку из нашего села. У нее были две длинные очень красивые косы. Лет 40 ей было. За что ее убили? Может за то, что была полькой. К нам с Галей подошел корреспондент «Винницких вестей», представился Аполлоном Трембовецким. Но мы боялись опоздать на поезд и не стали с ним говорить. А тех, с кем он говорил и их фамилии напечатали, потом расстреляли» - добавляет Мария Шевченко.

«То, что мы видели, — ужасно. Разрытые могилы — большие, квадратные. Наши военнопленные вытягивали из них труппы и складывали штабелями. В одной яме было 150–200 людей. Тела присыпаны сверху известью. А поверх могил — качели, травка росла. В парке между деревьями натянули веревки и развесили одежду. Женщины ходили между рядами и узнавали — одежду, трупы. Крики, вздохи, плач. В витринах, где сейчас касса аэропорта, выставили найденные в могилах документы» - не сдерживается Мария Шевченко.

Советские газеты «Правда» и «Известия» опубликовали сообщение Совинформбюро: «Берлинские провокаторы ныне объявляют о якобы «случайных» находках массовых могил, пытаясь приписать свои чудовищные злодеяния советским властям. Гитлеровцы разыгрывают в Виннице над трупами своих жертв гнусную и наглую комедию. Убийцы, чьи руки в невинной крови, откапывают трупы людей, которых они уничтожили, устраивают балаганные инсценировки на их могилах. Такой мерзости и такого лицемерия мир еще не видел».

Красная армия вошла в Винницу 20 марта 1944 года. Сразу после освобождения города органы НКВД начали искать и арестовывать тех, кто давал показания немецкой криминальной полиции и свидетелей раскопок, выступавших в газетах в период оккупации или даже просто рассказывавших о них соседям. Через три дня по указанию комиссара Раппопорта расстреляли и похоронили в Центральном парке почти сто человек. В основном женщин, которые полгода до этого узнавали тела родных

Вот это и есть правда о "славных временах" страны "народной демократии", где "так вольно дышит человек"

Источник: https://skrepohistory.livejournal.com/15206.html