Культурный диалог

На модерации Отложенный

Как-то на днях я спросил своего гаражного соседа: – Слушай, Михалыч, как ты относишься к тому, что происходит в Хабаровске?

– Как? – переспросил Михалыч, – хреново отношусь.

– А что значит, хреново? – недоумевая, переспросил я.

– А то значит, что народ наш совсем с катушек съехал. Нам бы денег сегодня побольше, а что будет завтра, это, вроде бы нас и не касается. Нам бы сегодня выжить. Как будто люди совсем обнищали и с голоду уже пухнут. А идешь по улице, а еще лучше по тыльной стороне многоэтажек, и видишь сплошь и рядом куски хлеба, а то и почти целые булки, валяются – голуби и вороны пируют.

– Ну да, есть такое, – пожал плечами я. – Но причем здесь Хабаровск?

– А притом, мил человек, что люди в своем потребительском запале совсем чувство меры потеряли. Им сегодня мало просто сытым, обутым и одетым быть. Нужно еще наперегонки друг с другом шмотки помоднее нацепить, всякую хрень заморскую испробовать, да еще перед друзьями похвастаться. А дальше своего носа они не то, что уж ничего не видят, не хотят видеть, вот в чем беда. Я не знаю, заказывал этот Фургал кого-то укокошить или нет – пусть суд разбирается. А вот любопытно бы посмотреть, как на все там происходящее смотрят родственники погибших? Или тех, что вышли на улицы этот вопрос совсем не волнует? Если это так, то что ожидает нас завтра? Пожалуй, в скором будущем без кольта уже и на улицу не покажешься?

– Ну, Михалыч, ты уже перебарщиваешь, – засмеялся.– К тому же мы не Америка – у нас кольты в магазинах не продаются.

– Это правда, – улыбнулся Михалыч. – Но знаешь, в нашей Думе найдется немало депутатов, которые могут пролоббировать закон о свободной продаже оружия. Примут такой закон, и Америка нам этих кольтов доставит столько, что…

– Да ну, – тряхнул головой я, – у нас этого добра и своего предостаточно. Ты вот мне скажи, Михалыч, отчего у наших людей столько нетерпимости не только к власть имущим, но и друг к другу. Соберутся мужики покалякать, и дело сплошь и рядом доходит до мордобоя.

– Да все просто, Гриша. Наши люди не любят таиться. Это англосаксы с улыбочкой на лице тебе такую подлянку устроят, что мама не горюй.

А наш мужик этого не любит. Он просто при несогласии с кем-то вмажет ему в рожу, и все дела. Через день-два бутылочку разопьют, и снова мир и согласие между ними. Обходятся в основном без подлостей.

– Получается, что чем выше культура, тем подлее человек?

– А кто тебе сказал, что западная культура выше нашей? Есть какая-то линейка или еще что-то, чтобы измерить кто выше?

– Ну, это я так, вроде бы все наши культурологи про это триндят. – Вот именно, что триндят, – рассмеялся Михалыч. – Что они раньше вступили на современную тропу культурного развития, это точно. Но куда эта тропа ведет, вот в чем вопрос? Не является ли этот путь, путем деградации всего человеческого? Эти гейпарады тебе разве ничего не говорят?

После этого разговора с Михалычем, я задумался у сущности культуры человечества. Культура это что? Все, что сотворил человек? Или это только какая-то часть этого творчества, нацеленная на совершенствование личности? И ответить на этот вопрос я так и не смог все из-за той же линейки Михалыча, которой можно бы измерить совершенство человека.

А вот что мне выдал по этому вопросу Инет: «Культура — это совокупность знаний, результатов творческой деятельности, убеждений, верований, моральных ценностей, традиций, поведенческих привычек, навыков и умений, которые человек приобретает не только в семье, но также в социуме, частью которого он является».

Как видите, уважаемы граждане, все, что приобрел или сотворил человек, есть культура. Кольт – это тоже культура, позволяющая слабому разговаривать с сильным наравне. Получается, что не только Шекспир, но и Кольт являются…

От всего этого может ум за разум зайти и все мерзости человеческие оценивать как своеобразные достижения человеческой культуры. Осталось только изобрести линейку или иной какой-то прибор, который каждому из нас проставит оценку по какой-то бальной шкале. А вы, уважаемые, все толкуете о каком-то равенстве…