По разнарядке?
Волк В. В.
Было время, когда боссы КПСС считали, что чем больше будет в стране парткабинетов, ленинских (красных, комсомольских, пионерских) комнат и тому подобных учреждений, тем будет выше нравственность народа и идейная убеждённость в верности выбранного пути. Похоже, что сегодня мы наблюдаем ту же картину в исполнении путинской власти, только теперь повсеместно по России появляются храмы РПЦ.
РПЦ прочно обосновалась в системе государственной политики, как и в своё время «руководящая и направляющая». На всех крупных общеполитических мероприятиях патриарх всегда рядом с президентом, митрополит — рядом с губернатором, архиепископ рядом с мэром. А каких уже только храмов не выдумывали…
Храм морякам в РФ имеется, и не один, а, как свидетельствует мировая сеть, целых семь. Но, вероятно, их гораздо больше, ведь во многих воинских частях, на кораблях полным ходом организовываются специальные комнаты для молитв.
Та же картина в медицинских учреждениях. Во многих дворах больниц уже давно торчат купола церквей. Там, где их нет, служба идёт прямо в палатах. Однажды попав в реанимацию, куда строго-настрого запрещён вход даже родным, был немало удивлён, что для церковнослужителя двери были открыты. За определённую таксу, естественно.
В этом году в Одинцовском районе Московской области появился главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации. Уже правда, успевший оскандалиться хранением элементов гардероба Адольфа Гитлера. К слову, строительство и открытие храма сего было приурочено к 75-летней годовщине Великой Победы атеистического СССР над фашизмом.
Вслед за военными поспешили<acronym title="HyperText Markup Language" lang="en"></acronym> со строительством ведомственного храма и начальники МЧС. Его месторасположение — в московском районе Фили-Давыдково, а открытие планируется к концу 2020 года к 30-летию спасательного ведомства. Странно немного. Как будто в СССР не было ни спасателей, ни чрезвычайных ситуаций, ни героев труда, примеру и опыту которых следуют дети и внуки.
Не отстают и росгвардейцы. В микрорайоне Дзержинского подмосковной Балашихи скоро появится церковь данного ведомства. Это к уже имеющемуся храму МВД в Москве. Завершить основные работы по строительству храма покровителю нацгвардейцев князю Владимиру планируется к концу 2020 года.
В принципе, храмы и молебные кабинеты в воинских и военизированных частях или больницах как-то понять и объяснить можно. Например, сложностью и риском профессии или верой человека в то, что молитва сильнее медикамента.
Но вишенкой на торт во всём этом, извините, театре ведомственного абсурда стала закладка в Северном Бутово на юго-западе столицы главного храма олимпийской сборной РФ, который будет посвящен Дмитрию Донскому. Вот чего-чего, а как-то не слышно было досель о принадлежности Донского к олимпийскому движению.
Так скоро появятся и церкви российским участникам «Евровидения», сборной РФ по футболу, депутатам Госдумы или каким-нибудь туристам. Почему-то вспоминается партийная разнарядка ЦК по установлению по всей стране памятников В. И. Ленину. Производство скульптур вождю мирового пролетариата было поставлено на поток. Ставили их и там, где было политически нужно, и порой в совершенно неуместных местах — в помещениях больниц, около театров и стадионов, на аллеях рядом с бюстами литераторов, музыкантов и художников, и, конечно же, во дворах заводов, фабрик, шахт и колхозов.
Сейчас картина повторяется. Только на тех же заводах уже организовываются церкви. Строительство заводских храмов пока не приобрело массового характера, но и единичными эти примеры уже давно не назовёшь. Храм, построенный при Лебединском горно-обогатительном комбинате, прославился тем, что на нём побывал В. В. Путин.
Строительство храмов приобрело действительно какой-то нездоровый характер. Особенно на фоне кризиса в экономике и социальной сфере. Человеку негде заработать на хлеб насущный, предприятия закрываются, зато в части культовых сооружений всё окей.
За 30 лет в РФ построено свыше 30 тысяч храмов. И темп только нарастает. Митрополит Иларион в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24» сказал, что через 30 лет у нас будет 70 или 80 тысяч храмов (намного больше, чем до Октябрьской революции). Количество монастырей сейчас уже более 900. Так же, как у бывших ленинских комнат, у свежих храмов появился какой-то определённый стандарт. В связи с массовым строительством в ход пошли не самые традиционные материалы -пластиковые стеклопакеты, облицовка из профилированного листа, который обычно используют для заборов на стройках, пластиковый сайдинг, типовые металлическая китайские двери на входе. В общем, движемся не в самых лучших коммунистических традициях. Причём такими темпами, что перекроем по количеству религиозных сооружений всё то, что было построено за сотни лет династиями царей Рюриковичей и Романовых.
«Вера без дел мертва», говорил библейский персонаж апостол Иаков, брат Иисуса по плоти. В своём новозаветном послании он конкретизировал: «Какая польза, братья мои, если кто говорит, что имеет веру, а дел не имеет. Может ли такая вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: „Идите с миром, грейтесь и питайтесь“, но не дадите им необходимого для тела, — какая польза? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе».
Иронизируя над своим собеседником, Иаков говорил: «Ты веруешь, что Бог един? Хорошо-делаешь: и бесы веруют и трепещут». Как можно понимать эти слова? Да так и нужно понимать, что одним лишь обилием церквей Россию не спасёшь и с колен не поднимешь. Да и падшие ангелы — «истинно верующие», они ничуть не сомневающиеся в существовании Бога (в отличие от многих людей!), — лучше от своей веры не становятся.
Рассматривая дела, которые вершили советские вожди, и сравнивая их с нынешними делишками Путина и компании, невольно напрашивается вывод, что система парткабинетов и ленинских комнат была куда эффективней. Потому как тогдашняя вера в торжество коммунизма всё-таки подкреплялась и реальными делами на благо общества и государства. Что-то не припоминается ни одной серьёзной реформы Путина, которая бы привела к какому-то более-менее значительному улучшению жизни граждан.
Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Невозможно вернуть то, что ушло. Как бы ни желалось вождям современного российского государства восстановить некое подобие дореволюционной самодержавной монархии с атрибутами церковной власти. Всё изменилось, и возврат к монархизму будет даже не пародией, а трагедией.
Само представление людей о христианстве, о Боге, о церкви существенно изменилось. Оно стало более потребительским, а не альтруистическим, более диктаторским, а не смиренным.
Нельзя вернуть и СССР в том виде, каким он нам запомнился в последние два десятилетия его существования. Можно вернуть название, можно снова вернуть парткабинеты и пионерские комнаты и лагеря, но не сущностную основу и истинную веру, которой обладали последние коммунисты страны Советов.
Нынешние образцовые христиане путинской России — это сам Путин и Медведев, а коммунисты — Зюганов и Грудинин. Вот такая трансформация, на изменение которой, на приведение всего государства в какое-то нравственное русло необходимы годы работы.
Как учит профессор Степан Сулакшин, необходимо брать всё самое лучше, что содержали в себе проекты Российской империи и СССР, и только так двигаться вперёд. В рамках нового государственного проекта, в рамках новой Конституции.
<hr/>
Автор Владимир Викторович Волк — публицист, Союз народной журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина.
<hr/>
Комментарии
Но - оставляет этот спорный пост в сообе...
;-I