Суть времени (тезисное изложение выступлений С.Е. Кургиняна)
На модерации
Отложенный
Привожу статью Николая Старикова о имеющихся сейчас у мировых властей трех проектах будущего, где нет места России. Он взял их из первых выступлений Кургиняна в организованном им движении "Суть времени".. Ведь человечество жаждет Послания, в котором содержится "геном нового способа развития мира". Возможно такой геном, считает Стариков, находится среди того, что оказалось в России "недообнаруженым и отброшенным" ( как раз к ним и относятся мои работы по ликвидации затратной экономики, лежащей в основе "диктата производителя" и "торможения НТР", погубивших тогда СССР.
Стариков пишет:там для меня очень важное: "Я много езжу по миру, наблюдаю что-то. И наблюдаю некую сложную амальгаму чувств, которую вызывает у мира Россия. Внутри этой сложной амальгамы прозрений есть одновременно какое-то затаённое ожидание. А вдруг…? «А вдруг русские дурят-дурят, а потом возьмут и вынут что-нибудь из кармана такое, что для всего мира окажется абсолютно новым – и одновременно узнаваемым. И что если «новое и одновременно узнаваемое» спасёт мир?
А ведь такое новое, но теперь забытое - уже было опубликовано еще во время перестройки в СССР. Это прежде всего статья в "Правде" от 27-28 мая 1987 г. - "Как разрубить "валовый" (затратный) узел" - http://web.pl.ua/homes/kizubn/_new/_wal.html Там предлагалась новая система целевых показателей. народнохозяйственной отдачи, которая бы решала проблемы роста качества, выпуска высшей техники, экологии, внедрения НТП, даже снижения цен.
Но все новые идеи автора были безжалостно отброшено демократами. Элементарно - с помощью замалчивания. См. сборник статей "Снижение цен: миф или реальность?" 1987-1990 гг. http://web.pl.ua/homes/kizubn/_new/index2.html и другие работы по Идеологии Высших Целей, новой нравственной Экономике полезных результатов, новой теории денег, цен и стоимости, новом миропонимании и Законе Высшей Целесообразности http://sites.google.com/site/raddela/. Там Вы и найдете "Четвертый проект", или Идеологию Добродействия, которую так жаждет Старый мир, подчинившийся пока Идеологии злодействия - идеологии власти денег, финансов, рентабельности.
Это было мое вступление. Н.Л. Кизуб-Алтухова.
Ниже читайте Н. Старикова. Он прекрасно изложил все три проекта развития событий, которые готовит миру США, проекты - где в будущем нет места России.
Ниже хочу представить некоторую сильно урезанную компиляцию передач «Суть времени» С.Е. Кургиняна. Я выбрал моменты касающиеся текущей ситуации в мире, перекомпоновал, переставил, добавил связующие предложения, где было нужно. Данный пост НИКОИМ ОБРАЗОМ не заменяет текстов, расположенных на его сайте: http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=add&cat=4&id=77
Более того, данный пост является лишь «развернутыми тезисами» и преследует цель заинтересовать всех той проблематикой и той точкой зрения, на которой стоит Сергей Ервандович. Мне данная точка зрения кажется очень интересной, потому что, в отличие от многих авторов, он не только согласен с тем, что последние революционные события есть дело рук США, но ещё и отвечает на вопрос «ЗАЧЕМ они это делают».
А также, весьма глубоко рассматривает общемировые тенденции развития Человечества и место России в них. С его точкой зрения можно соглашаться или не соглашаться, однако людям неравнодушным к России эту точку зрения надо знать.
У него также подробно рассмотрен вопрос о глубинном механизме развала Советского Союза и роли идеалов человека в этом.
Если в тексте вам что-то не ясно, или вы не согласны – пожалуйста, прочтите ВЕСЬ текст на сайте Кургиняна, возможно я как-то не так интерпретировал сказанное. Задавать мне вопросы по поводу этого текста бессмысленно, лучше задайте их на сайте Кургиняна в форумах.)
У нас на глазах происходят события катастрофического масштаба. Всё, что произошло сейчас в Алжире, Тунисе, Египте и так далее – это мировой процесс гигантского значения.
Вопрос сейчас возникает, прежде всего, о фактах, которые происходят у нас на глазах. О которых, вроде бы, все говорят. Но которые никто не осмысливает. А, во-вторых, о том, как это происходящее у нас на глазах связано: а) с тем советским наследством, которое мы обсуждаем, и б) с нашим будущим. Так давайте обсуждать эти факты.
Была игра. Это очень тонкая, очень холодная, многоходовая вещь, которая намного сложнее и важнее, чем война. В войне никто бы русских не победил. Но была игра. А игра ведётся руками и мозгами людей, за сотни лет привыкших к господству.
Конечно, когда Горбачёв сел за стол мирового преферанса, его там обыграли, как ребёнка. Но речь идет вообще о мировой игре. Вот этой игре надо учиться.
Итак, надо признать, что в этой игре (или «победе без войны», как говорит Бжезинский) был проигрыш. И что для того, чтобы в следующий раз в ней победить, нужно учиться игре, нужно понимать её во всей её сложности. А это очень трудно сделать, очень трудно сделать, но нужно, поймите, нужно! Чтобы простые люди (простые в гуманитарно-изощрённом смысле – наши физики опомнившиеся, математики, технари, простые люди, граждане) вдруг начали копаться в деталях происходящего, чтобы все эти люди научились, поняли, что такое игра. А это нельзя сделать, не разбирая конкретных примеров.
Нет ничего наивнее и глупее представления, что в игре враг твоего врага – это твой друг. Нет ничего наивнее представления о том, что радикальный исламизм, проклинающий Соединённые Штаты, не нужен Соединённым Штатам.
В Соединённых Штатах в принципе существовали и существуют две главные стратагемы. Одна – это стратагема, скажем так, республиканской партии, или «фирменное блюдо имени Генри Киссинджера», согласно которому Ближний Восток держится на следующих китах: Израиль, Египет, отчасти Турция, и на стабильных военных режимах, про которые давно говорилось: «Сукин сын, но наш сукин сын», т.е., на светском авторитаризме.
Эта группа воспринимает господство, как новый мировой порядок или как Четвёртый Рим. Что такое Рим? Рим – это когда есть легионы, стоящие в провинциях, и когда эти легионы предписывают Pax Romana – порядок, согласно которому кто-то может стать гражданином Рима, а кто-то будет его рабом.
Соединённые Штаты мечтали установить такой порядок вообще и особенно после того, как Советский Союз рухнул. Мечтали об этом, но у них оказалась «кишка тонка». Оказалось, что американский народ, зажравшийся, заснувший в своём конформизме, не хочет обеспечивать этот новый мировой порядок своею кровью. Что такое новый мировой порядок сейчас? Это не только некий план для всех этих стран, план модернизации, такой, какой был когда-то для Японии и Германии. Это ещё 300-400 тысяч солдат – в Ирак, 500-600 тысяч – в Иран (потому что без этого любые бомбардировки – это просто верх кретинизма), готовность вводить войска в Пакистан и дальше. И нужно предложить всему этому, я повторяюсь снова, нечто по принципу японского или европейского сценария модернизации, модернизация в условиях оккупации: план Мак-Артура или план Маршалла.
Но они не могут и отказаться от мирового господства! Во-первых, они не хотят. Англосаксы никогда не отказываются от мирового господства, никогда, надо это точно знать. Во-вторых, они не могут это сделать по объективным причинам. Потому что у Соединённых Штатов осталось, за исключением высокотехнологической индустрии, в которой занято несколько миллионов людей (не знаю точную цифру, но отнюдь не большинство населения), у них два средства господства: печатный станок и авианосцы.
Печатный станок печатает деньги и навязывает их миру, а авианосцы бомбят тех, кто не хочет брать эти деньги, и они их берут. Других средств нет. Если Соединённые Штаты уступят мировое господство – исчезнет печатный станок. И что тогда будет с Соединёнными Штатами? Они упадут с первого места на четвёртое или пятое. А когда они так упадут, в Соединённых Штатах будет катастрофа распада. Поэтому даже если бы они захотели уступить мировое господство, они не могут без катастрофы. Поэтому они этого делать не будут.
Если Соединённые Штаты не могут и не хотят уступить мировое господство и одновременно не могут обеспечивать его в режиме «нового мирового порядка имени Киссинджера» (Четвёртый Рим) – значит, они должны обеспечивать его иначе. Отсюда новый термин – «новый мировой беспорядок». Не порядок, вслушайтесь, а БЕСПОРЯДОК! Это «фирменное блюдо имени Збигнева Бжезинского» – состоит в том, что Соединённым Штатам нужен радикальный исламизм для того, чтобы играть на всех полянах.
Если ты перестаёшь быть привлекательным для инвестиций, то инвестиции текут куда-то ещё. Но если там, куда они текут, будет плохо, – то у тебя будет хорошо. Всё относительно. Ты, может быть, очень плохой, но если все вокруг ужасные, то ты – хороший. И инвестиции текут к тебе. Поэтому, если в других точках мира сделать плохо, то у тебя будет хорошо. Почему не помочь конкурентам, чтобы у них стало плохо? И тогда у тебя станет хорошо. Это и есть фирменное блюдо Бжезинского–Обамы, отличающееся от блюда Буша–Киссинджера.
Высшая формула американской «реал-политик» звучит тупо и просто (хотя все делают вид, что её не понимают): «Главный враг – это страна, которая в наибольшей степени приблизилась к неким потенциалам, дающим возможность бросить вызов американскому могуществу».
Кто сейчас в наибольшей степени начинает бросать вызов американскому могуществу? Китай. И в целом регион Азии. Как справиться с этой угрозой? Вот что мучает умы политических интеллектуалов в Соединённых Штатах. Это первая часть вопроса.
И есть вторая глобальная, которая мучает умы всех: «Скажите, пожалуйста, – говорят все, – что делать с миром, в котором китайцы и индийцы вдруг завоюют уровень благосостояния, равный американскому? С миром, в котором к одному миллиарду, который именует себя «золотым», прибавится ещё 4 миллиарда, которые тоже захотят коттедж, а в коттедж – электроэнергию, две машины, а в баки – бензин, и так далее?».
Я несколько раз наблюдал обсуждение вопросов в международной интеллектуальной элите. Все они обсуждают что угодно, кроме этого тупого и простого вопроса. Потому что на него нет ответа. Потому что в тот момент, когда появится 4 золотых миллиарда, существующий мир рухнет. И никто не даст им появиться – и потому, что такое появление означает, что Соединённые Штаты будут отброшены глубоко и окажутся в зоне непреодолимой катастрофы, и потому, что с миром непонятно что делать. Нет новых идей по поводу того, что делать с миром ДАЛЬШЕ, а философия модернизации уже перестаёт работать.
Что такое модернизация? Есть традиционное общество, общество до-»модернити» (крестьянское, коллективистское, аграрное). И есть необходимость создать современное индустриальное общество. Берётся материал из традиционного общества, выдёргивается оттуда крестьянин – порядочный, трудолюбивый, очень скромно живущий, совсем нищий. И этому крестьянину дают чуть-чуть больше и ставят его к станку. Из-за этого «чуть-чуть больше» он согласен работать, у него сильная трудовая мотивация.
Модернизация – это процесс, при котором в топку бросается, как дрова или уголь, «традиционное общество», и поэтому паровоз едет. Он едет до тех пор, пока есть что бросать в топку – это первое.
Второе. Как модернизация это бросает в топку? Она уничтожает коллективистское традиционное общество. Она его индивидуализирует, атомизирует, переводит в современное состояние, навязывает ему другие стандарты регуляции и так далее.
С этой точки зрения, модернизация сегодня идёт только на Большом Востоке – это Китай, это полуавторитарная Индия, это Вьетнам. Гармония между богатыми и бедными обеспечивается правящей авторитарной партией. И регион растёт. Весь регион Большой Дальний Восток стал регионом #1, регионом модерна.
Есть второй регион – Большой Запад, в который включаются и Соединённые Штаты. Этот регион отказался от модерна как такового. Он присягнул постмодерну как форме жизни: имморализм, отсутствие индустриального движения, опора не на традиционное общество, не на индустрию, а на сервис. Это гигантский финансово-сервисный, информационно-сервисный регион. Чуть-чуть высоких технологий добавлено туда. Вот что это за регион.
И теперь на глазах у нас формируется третий регион – это регион контрмодерна, где люди говорят: «А мы не хотим этой вашей «модернити», в отличие от вьетнамцев, китайцев и кого угодно. Это всё скверна, это всё зло. Мы хотим песок пустыни, верблюда, саблю и шатёр. И шли бы вы куда подальше с вашим «модернити» и, тем более, «постмодернити». Вы – наши враги, мы хотим другого».
Этот регион, конечно, в основном исламский. Именно западные лидеры, западные цивилизации убивали и уничтожали всё умеренное, всё нерадикальное, что только было в исламе. Это они взращивали новую культуру радикального исламизма. Исламистская архаика самая мощная. Это миллиард нагретых людей, которые рвутся к тому, что они считают своим благом и своей истиной, которые будут рваться всё мощнее и мощнее.
Итак, есть три эти региона. Три региона, запомним ещё раз:
Регион #1 – Большой Дальний Восток, модерн.
Регион #2 – Большой Запад, постмодерн.
И регион #3 – Большой Юг или контрмодерн.
Теперь скажите мне честно, положа руку на сердце: где здесь место России? Россия может войти и конкурировать с Большим Дальним Востоком по части модерна? У неё нет традиционного общества! Она уже трижды себя модернизировала, она давно вошла в постиндустриальный мир. Она теперь назад из него вышвырнута. И мы не можем даже дать людям так мало, как дают там, чтобы они почувствовали себя счастливыми, потому что они уже имели больше. Разговоры о классической модернизации – разговоры в пользу бедных.
Но мы и не Большой Запад. Все, кто стремятся втащить нас в этот Большой Запад, просто наивны до предела. А ведь эти наивные попытки идут уже 20 лет.
Так кто же мы? Мы и не этот Юг.
России просто нет места на формирующейся карте мира! Идет великая глобальная перестройка. И события в Египте, Алжире и других местах – это великая перестройка из формата «модерн для всех» в формат «трехчленки»: #1-#2-#3.
Большой Запад и формирует Большой Юг для удара по Большому Дальнему Востоку – потому что самым опасным врагом Большого Запада, который остановился в своем развитии, является регион, который продолжает развитие. Самая кошмарная мысль для американцев – это объединение Японии с Китаем в процессе индустриального и постиндустриального роста.
Мы входим в этап неравномерности развития империализма, который хорошо описали Гильфердинг и Ленин. Суть заключается в том, что Китай – это сейчас «Германия 1914 года», Соединенные Штаты – это «Великобритания 1914 года», а мир катится после обрушения СССР не во Вторую мировую войну, которая была войной идеологий, а в Первую мировую – это война за остановку развития «новой Германии», теперь называемой Китаем и Большим Дальнем Востоком в целом.
Поскольку все боятся этой войны, а Дальний Восток вооружается стремительно, то, скорее всего, будет принято единственное возможное решение – использовать теорию хаоса, т.е. бросить на этот Большой Дальний Восток всю мощь Большого Юга. Создав этот Большой Юг как управляемого тигра, который может порвать чужое горло. Вот для чего его формируют. Вот почему модель Киссинджера меняется на модель Бжезинского у нас на глазах. Когда Запад объединяется с Большим Югом – для нас ЭТО опаснее всего. Это проект Бжезинского, это афганская история, повторенная опять. Это есть наша тотальная смерть, это есть стратегия хаоса, и это сейчас происходит на наших глазах. Именно это и ничто другое.
(Если мы сумеем поддерживать нормальные отношения с Кавказом, которые не перерастут от выступлений наивной молодёжи в серьёзные стычки, то этот Большой Юг мы сможем встретить как единый народ – на границе нашей страны. Если же национальная рознь будет разгораться, то все народы Кавказа «растянутся» между русскими, с которыми они живут в одной стране и исламом, который есть их корни, их религия. Это будет такой делокализованный фронт ВНУТРИ нашей страны, удерживать который будет намного сложнее, если вообще возможно. Теракты по всей стране станут обыденным явлением! Будет такая хаотическая война, направляемая и поддерживаемая США, а наивная молодёжь будет думать, что «кавказцы оборзели».)
Все понимают, что в Египте есть две силы – военные и исламисты («Братья-мусульмане»), что третей силы просто нет. Я сижу рядом с египтянином и говорю ему: «А на кого будет опираться у вас демократия с демократическими лидерами, если нет военных, и «Братья-мусульмане», как вы говорите, это опасная сила? На кого демократия будет опираться?» Он смотрит на меня жалобными глазами и говорит: «Как «на кого»? На Конституцию!».
США вынесли «смертный» (кавычки вероятно можно уже снять) приговор своему союзнику Мубараку. Почему? Потому что это уже не союзники. Потому что доктрина Киссинджера демонтирована. Потому что начинается строительство нового мира. И потому что те, кто вчера были союзниками, сегодня являются шлаком, пылью у ног, грязью, их просто отряхивают и убирают в сторону.
(Точно так как у Старикова Н.В.!)
Из заявления госсекретаря США Хиллари Клинтон: «Сегодня стало известно, что организация «Братья-мусульмане» также решила принять участие в диалоге, проведение которого мы приветствуем…».
«Братья-мусульмане» – это организация, созданная в 20-е годы в зоне Суэцкого канала, в создании которой приняли огромное участие англичане. Которая была взращена на идеях радикального исламизма и глобального джихада, и создания единого Халифата. Которая никогда от этих идей не откажется, поэтому и является всемирной. И для которой отдельные национальные государства – это просто грех, джахилия. Это организация, которая сейчас пытается натянуть на себя маску мирности, и которая, совершенно понятно, во всех регионах хочет строить только этот глобальный халифат, т.е. Большой Юг.
События развиваются так быстро, что никакие комментарии не успевают за этой скоростью развёртывания: президент США Барак Обама посмотрел в эфир примерно так, как я смотрю на вас, и сказал, что события в Египте – это как новая рухнувшая Берлинская стена.
Ликвидирован парламент – первый шаг к демократии. Отменена Конституция – второй шаг к демократии. Отменён и разогнан Конституционный суд – третий шаг к демократии. Вот как быстро развиваются события.
Джордж Сорос сказал, что его цель – поддержать «Братьев-мусульман».
Средства всех его фондов могут быть использованы для этого. Теперь по всему миру началась кампания, при которой нужно рассказать, что «Братья-мусульмане» – организация социальной благотворительности… Это очень смешно! «Братья-мусульмане» являются структурой по захвату власти и установлению определённого мирового порядка, что написано во всех их документах, и никто не отменил ни создания мирового Халифата, ни очищения от ересей и наслоений светскости, а также от всякого такого «порочного» национализма, «порочного» умеренного исламского существования. Никто не отменил Халифата. Значит, никто не отменил принципа, по которому Халифат должен находиться на той территории, где когда-то был ислам (а, между прочим, у нас в России эта территория достаточно обширна).
Сегодня американцы называют уже «Братьев-мусульман» хорошей организацией. А перед этим, если вы помните, они талибов начали тоже делить на добрых и недобрых, хороших и плохих. Хорошие – это те, которые им нужны. Они будут названы «хорошими». Войска уйдут из Афганистана, а волна талибов двинется в Среднюю Азию и оттуда к нам. Я иногда просто вижу, Кавказ, как шлюз, ломается – и оттуда вся эта энергия движется на нашу территорию.
Им нужны некие призы, поскольку радикальный исламизм всё-таки пострадал от рук своего бывшего союзника по Афганистану – Соединённых Штатов. И обиделся. И для того чтобы он снова согласился идти в одной упряжке, ему нужны почётные призы. Первый почётный приз – ясно, что Израиль, это ни у кого даже не вызывает сомнений. А второй почётный приз, большой, – это Россия.
Юг должен прийти на Cевер. Он должен взять вот эти пространства и иметь возможность, например, атаковать Китай с севера, а заодно ограничить европейские возможности. Поэтому ввести в Юг Россию, отдать её, как почётный приз «за поруганную честь», радикальному исламизму и всему контрмодерну – очень даже лакомо…
В окончательном виде, если мы не можем ничего противопоставить:
а) модерну, развивающемуся сейчас на Большом Дальнем Востоке (проекту #1),
б) постмодерну, развивающемуся на Большом Западе (проекту #2)
в) контрмодерну, развивающемуся на Большом Юге, который только сейчас и сооружают (проекту #3),
если мы окажемся просто перед выбором этих трёх альтернатив, то смерть России неизбежна. У России нет стратегического пути в рамках этих трёх альтернатив.
В России уже идёт контрмодерн. Идёт падение. Мы впадаем в это новое средневековье. Попса, криминализация культуры, её превращение в почти физиологический суррогат, нацеленный то ли на наслаждение, то ли на какой-то энергетический «подживляж». Мы же видим все эти процессы. Идёт озверивание, или озверение. Идёт превращение территории в регрессиум, в зону деградации.
Те, кто надеются, что контрмодерн задержится на христианстве, или что какое-нибудь фундаменталистское, архаизированное христианство станет альтернативой современности, – очень ошибаются.
Россия станет архаизированной частью мира… Большой Запад хочет распространять архаизацию на некоторые регионы мира – на регион Большого Юга, где он хочет создать этот накалённый исламизм… Почему бы не распространить это и на Россию? Мы же действительно существуем в поле полноценного регресса.
Хотите, я совсем по-простому расскажу, как именно американцы организуют революции? Вот эти все флэш-мобы. Есть пирамида. Авторитарная пирамида, которая всё-таки пробует осуществлять модернизацию. А параллельно этому рождается коррупция, всякие там приближённые семьи.
У режима есть первый элемент, элемент #1 – верхушка. Есть элемент #2 – военно-репрессивный аппарат. Потом есть элемент #3 – проамериканская часть общества с относительным благоденствием. Не хочу это называть средним классом, но есть вот эта часть общества. А дальше существуют народные массы – элемент #4.
В народные массы внедряется некое контрмодернистское движение, например, «Братья-мусульмане». За счёт диалога с этим движением берётся под контроль элемент #4.
В начале декабря Гоним, действуя под псевдонимом, призвал к уличным выступлениям в Египте. К концу декабря на страницу ежедневно заходило уже около полумиллиона человек. Все это входит в комплекс действий кампании по поддержке стратегии Белого дома: «бороться с диктаторскими режимами через Интернет», – объявленной Хиллари Клинтон в январе 2010 г.
Элемент #3 берётся под контроль через этот самый твиттер и вообще потребительские ценности и глобализацию.
Дальше главный вопрос: как сломать военных – элемент #2? Как их сломать? Если их не сломать, ничего сделать нельзя. Их ломают через «счётократию». Режимы позволяют военным «прихватывать» деньги, создавать крупные состояния. Превращаться в класс богатых. Военные вывозят деньги за рубеж. Как только они их вывезли за рубеж, самое дорогое у этих военных и чиновников – это их счета. Эти счета, которые находятся на Западе, становятся рычагом воздействия на репрессивный аппарат. Американцы получают «выключатель» репрессивного аппарата. Это важнейший элемент.
Я надеюсь, всем здесь меня смотрящим моим собеседникам понятно, что я не о Египте говорю. «Этот колокол звонит по тебе».
(Возможно именно поэтому у нас модернизируют армию и милицию? Важно поставить руководство не связанное по рукам «счётократией» и рубят всё под корень?)
Когда военный элемент выключают совсем, то либеральному элементу, прежде всего, а также отчасти фундаменталистскому, посылается сигнал: «Можно, ребята! Можно». Всё это, выплеснувшееся на улицу, сметает верхушку и устанавливает новый формат, который и нужен.
Процесс очень большой, и он набирает обороты. Но помимо этого, надо всё-таки поговорить о том, какое это значение имеет для России. Здесь мы переходим к вещам, может быть, ещё более сложным, но абсолютно необходимым.
Нам надо говорить сначала внутри России, а потом в мире о том, что если не будет четвёртого проекта, опирающегося на историческую почву, то миру кранты, а нам в первую очередь.
Во время советской власти русские – и все народы, объединившиеся вокруг России, – осуществляли не сталинскую модернизацию, а альтернативный проект развития. В котором были, к сожалению, может быть, избытки классической модернизации, но было и нечто, что к ней явным образом не сводилось. Что же это, прежде всего?
Модернизация, как я уже говорил, разрушает традиционное общество. Русские (и советские народы в целом) этого не делали. Они осуществляли форсированное, мощнейшее развитие, которое все видели, без разрушения традиционного общества и даже с его укреплением. Потому что, что бы мы ни говорили о колхозе – это укрепление традиционного общества.
Cоветское предприятие было предприятием общинного типа – со своей социальной средой, со своими профилакториями, санаториями и всем прочим. И это было не случайно. И советский дворик, где играл граммофон, был частью того же самого индустриального коллективизма. То есть русские не только создали и сохранили аграрный коллективизм в новых формах колхозов, они же ещё создали новый индустриальный коллективизм. А затем и новый постиндустриальный коллективизм стали создавать понемножку. И процесс классической модернизации носил по отношению к русскому, советскому обществу характер, скорее, эрозии.
Тогда вдруг оказывается, что поскольку сейчас энергия способа развития за счёт разрушения традиционного коллективизма уже исчерпана, а постиндустриальное общество требует неких новых форм коллективизма… то может оказаться, что русские-то знают, как развиваться без сокрушения коллективизма, как развиваться альтернативным модерну путём!
Вопрос заключается в том, чтобы найти внутри «гипертекста» – истории СССР – под названием «Факты, смыслы, недообнаруженое и отброшеное» – найти внутри него Послание. То послание, которое адресовано мировому будущему. Геном нового способа развития мира.
(намного ближе стала фраза «Советский Союз не ушёл в прошлое – он растворился в будущем»)
Я много езжу по миру, наблюдаю что-то. И наблюдаю некую сложную амальгаму чувств, которую вызывает у мира Россия. Внутри этой сложной амальгамы презрений есть одновременно какое-то затаённое ожидание. А вдруг…? «А вдруг русские дурят-дурят, а потом возьмут и вынут что-нибудь из кармана такое, что для всего мира окажется абсолютно новым – и одновременно узнаваемым. И что если «новое и одновременно узнаваемое» спасёт мир? Русские, конечно, опять набедокурят, огромной ценой проторят опять какую-нибудь дорогу, но мы за ними пойдём-пойдём куда-нибудь да и доползём. Может быть, исторический процесс и продлится?
Единственное, что может быть построено как конечный результат установления капитализма во всём мире – это просто многоэтажное человечество: с разделением на «потребительское стадо» и другие «верхние этажи». А идея многоэтажного человечества, в котором единство вида будет отменено – будет представлять собой новую и гораздо более тонкую разновидность фашизма.
Как только человечество перестаёт существовать как единое целое, гуманизма уже нет в том виде, в каком мы к нему привыкли. Потому что никто не скажет директору совхоза или зоотехнику, почему он не должен сократить поголовье кур, если это полезно для совхоза и для потребителей куриного мяса.
Тогда вопрос возникает в том, что мы можем сказать о советском послании, об этой тайне, содержащейся внутри нашей истории, кроме того, что вот, смотрите: вот здесь коллективизм, вот здесь опять коллективизм, уже индустриальный. А где ещё он был-то? Ну да, японцы сейчас повторяют что-то, создают какие-то корпорации, где поют гимны компаниям. Но русские-то создали ведь нечто гораздо более интересное! И в системах образования было нечто абсолютно новое. Но ведь эти виды новизны, связанные с социальным творчеством, не исчерпывают всей творческой новизны, находящейся внутри советской обветшалости, советских ошибок, советского барахла, советских несуразностей – и советского героизма. Там, внутри всего этого, находится нечто ещё более важное. И это важное требуется обсудить прежде всего. Потому что если уж играть, то по-крупной, по-мелкой русские играть не могут…
Скажите мне, пожалуйста, что больше всего проклиналось из «идиотизмов», которые создались в советскую эпоху?
Новый человек.
«Чем ничтожнее твоё бытие, чем меньше ты проявляешь свою жизнь, тем больше твоё имущество, тем больше твоя отчуждённая жизнь». Кто сказал эти великие строки? Карл Маркс.
А вот другой автор: «Действовать – значит быть». А это кто? Лао-Цзы.
Внутри всего того, что было сделано в связи с созданием этого нового человека, есть что-то безумно важное.
Социализм и коммунизм (к сожалению) очень скоро превратились из движения, целью которого было построение нового общества и формирование нового человека, в движение, идеалом которого стал буржуазный образ жизни для всех, а всеобщим эталоном мужчин и женщин будущего сделался буржуа.
Идеология капитализма после 20 лет его внедрения нам всем ясна:
«Предполагалось, что богатство и комфорт в итоге принесут всем безграничное счастье. Но вскоре выяснилось, что бесконечное удовлетворение своих потребностей ничего не даёт, что бесконечное потакание своим потребностям, что набирание этих очков удовольствия просто ничего не даёт. Что это всё чревато гигантским крушением. Эрих Фромм называет это крушением эпохи Больших Надежд. Крушением надежд модерна.
Человек превратился в сверхчеловека… Но сверхчеловек, наделённый сверхчеловеческой силой, ещё не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума. Чем больше растёт его мощь, тем беднее он становится…(и опаснее) Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся.
О том, пишет Фромм, что целью жизни по новому мифу (который сейчас особенно активно насаждается у нас, но который становится всем мифом постмодерна или мифом отказа от этики модерна) «является счастье, то есть максимальное наслаждение, определяемое как удовлетворение любого желания или субъективной потребности личности». Согласно Эпикуру, наслаждение как удовлетворение желания не может быть целью жизни, ибо за таким наслаждением неизбежно следует его противоположное«.
Там, где модерн начал заболевать, возникает такая вот трансформация. С одной стороны, мы должны как можно больше потреблять, с другой – как можно больше трудиться. Но вы же не можете делать одновременно и то, и другое! Значит, внутри вас возникает классический разрыв между одним и другим. «Мы представляем собой общество заведомо несчастных людей: одиноких, снедаемых тревогой и унынием, …ощущающих свою зависимость» и так далее.
Дальше возникает всё, что из этого вытекает. А из этого вытекают очень страшные вещи. Человек превращается в машину «имений». В конечном итоге, он всё хочет сделать своею собственностью. Всё, включая самого себя. Мир оказывается поделен между категориями «быть» и «иметь». Посередине в постмодернизме возникает ещё третья категория – «казаться».
Объявляется, что те самые качества, которые требовала система от человека, – эгоизм, себялюбие и алчность – являются якобы врождёнными; следовательно, они порождены не только системой, но и человеческой природой. Общества, в которых не было эгоизма, себялюбия и алчности, считались «примитивными», а членов этих обществ называли «детски наивными».
Возникает потребительское безумие. Почему оно возникает? Потому что исчезает категория «быть». Оно возникает потому, что человека пытаются представить не как процесс, а как константу – природа зверя. И вот этот вопрос о «новом человеке», содержащийся именно в коммунизме (не в социализме даже, а в коммунизме) и неразрывно связанный с новым гуманизмом и историей как сверхценностью, может оказаться тем огромным благом, которое устремлено в XXI век. Не только новые формы коллективизма при развитии, сочетание коллективизма с развитием, но и идея действительно нового человека. Сохранение нового гуманизма. Ибо новый человек без нового гуманизма и истории – это очень страшная штука, это сверхчеловек Ницше.
Сейчас у немцев объединились две партии – классическая социал-демократическая и ряд региональных движений, и создали левое движение. Оно получило чуть ли не 10 процентов в бундестаге. Вы знаете, что оно говорит? О чем оно теперь говорит? Не только о том, что его задача – построение социализма в Германии, а о том, что они не отменяют, а восстанавливают задачу построения коммунизма. Немцы, заседающие в парламенте, об этом говорят!
Просто все поняли, что если человек не станет новым, то он даже старым-то не окажется. Он просто будет сметён с земли, как мусор.
И вот тут находится русское слово, находящееся в русском наследстве, в советском наследстве. Вот если бы сейчас реально был выдвинут новый проект – принципиально новый, опирающийся на такие фундаментальные камни, как индустриальный и постиндустриальный коллективизм в соединении с коллективизмом аграрным; как «новый человек», «новый гуманизм», «история как сверхценность». Если бы на этих камнях русские построили новое здание, опираясь на своё великое наследство, опираясь на гигантский гипертекст, который они уже создали и который нужно переосмыслить… Если бы они это всё сделали, то возник бы четвёртый проект.
А как только он бы возник, мир уже бы не двигался в этом разорванном состоянии между Большим Югом, Большим Западом и Большим Востоком и, так сказать, Большим Севером, который должен стать частью Большого Юга. Мир бы стал другим, он приобрёл бы другую опору, другую динамику.
Создав этот четвёртый проект и реализовав его, мы выживаем в мире, мы приносим миру новое слово и мы ломаем все эти тенденции, которые нас уничтожают в мире, которые не дают нам места в нём. Сколько бы мы ни искали места в том мире, который сейчас формируют американцы, окажется де-факто, что нам места нет. Без постановки таких максимальных задач русская душа предпочитает умереть или заснуть, чем тешить себя малыми удовольствиями жалких суррогатов, которые ей предоставляет существующая картина мира. А особенно та картина мира, которая, как она чувствует, с её жизнью не совместима вообще.
«Труд, по Марксу, символизирует человеческую деятельность, а человеческая деятельность – это жизнь. Напротив, капитал – это накопленное прошлое и, в конечном счёте, мёртвое. Борьба между трудом и капиталом – это борьба между жизнью и смертью, борьба настоящего с прошлым, борьба людей и вещей, борьба бытия и обладания». Кто должен править кем? Должно ли живое властвовать над мёртвым или мёртвое над живым? Социализм для него олицетворял общество, в котором живое одерживает победу над мёртвым, то есть метафизическую победу.
Основываясь на природе коллективизма смысл жизни состоит не в том, чтобы оградить себя стеной из всех этих вещей, а в том, чтобы испытывать счастье от того, что ты восходишь вместе с другими к каким-то невероятным, новым перспективам, которые ты успеваешь открыть себе в течение твоей жизни.
(Вспомните как радовались все люди (и не только в нашей стране!!!) полёту Гагарина – это был всеобщий праздник, хотя никакой «чечевичной похлёбки» от этого больше не стало. Прибавления материального нет, а радость есть! Вот оно самое простое доказательство того, что не «капитализмом единым» сыт человек.)
Комментарии
Поверьте, вопрос не праздный. И дело даже не в том что мы считаем деньгами. Вопрос куда сложней.
Попробуйте пояснить это, возможно, даже на примере предложенных вами показателей.
Ничего плохого в понятии ПОТРЕБЛЕНИЯ я не вижу. Материальное потребление просто необходимо для физического выживания человека - это требование реализации его внутренней Высшей цели. Ведь и простой клетки есть ДВЕ высшие цели. Внутренняя. - выживание. Внешняя высшая цель - оптимальное выполнение своих функция (клетки печени - одни, клетки кожи - другие) для сохранения и развития своих высших подсистем - печени, кожи. Так же как эти подсистемы должны оптимально выполнять все, чтобы нормально работал весь организм человека. Поищите работы о высших целях и Законе Высшей Целесообразности. Давать ссылки на свои сайты считается рекламой. А она запрещена. Из-за этого могут заблокировать...
"Я много езжу по миру, наблюдаю что-то. И наблюдаю некую сложную амальгаму чувств, которую вызывает у мира Россия. Внутри этой сложной амальгамы презрений есть одновременно какое-то затаённое ожидание. А вдруг…? «А вдруг русские дурят-дурят, а потом возьмут и вынут что-нибудь из кармана такое, что для всего мира окажется абсолютно новым – и одновременно узнаваемым. И что если «новое и одновременно узнаваемое» спасёт мир? Русские, конечно, опять набедокурят, огромной ценой проторят опять какую-нибудь дорогу, но мы за ними пойдём-пойдём куда-нибудь да и доползём. Может быть, исторический процесс и продлится!"
Вот такое "И абсолютно новое! И узнаваемое" я и предлагаю в Экономике полезных результатов. Это новая теория денег, цен и стоимости (см. на моем блоге ГП "Открыта главная тайна денег").Это новая система показателей,где есть и И ПРИБЫЛЬ (правда, на 8 месте), И "товарная продукция с учетом качества и эффективности" или эффекто-продукция, проверенная на практике еще в эксперименте на предприятиях Минэлектротехпрома в 1978-78 гг.. Но это известная для рынка "цена качества". И "План! И рынок!" . И другое..