Советский мужчина — уникальное явление
На модерации
Отложенный
Продукт советской социализации, образец той эпохи, которую сегодня часто называют великой, победитель и страдалец одновременно. Он не только летал в космос и боролся за выдающиеся научные достижения, успехи в строительстве новых городов, но и ходил в трениках с пузырями на коленках за пивом, стоял в очередях (советский вариант охоты на мамонта), служил системе или напивался от невозможности встроиться в ее жесткий идеологический контекст. Специфика жизни в СССР была в том, что задекларированное равенство полов за ради успешного строительства коммунизма оказалось утопией, которая привела к реализации двойного, если не тройного морального стандарта.
Формально оно вроде бы наделило равными правами всех — помните картинку из культового фильма «Москва слезам не верит»? Счастливая жена и мама Антонина идет на стройку вместе с мужем, они радостно строят дом, вместе, в одинаковых рабочих робах и со счастливыми улыбками на лицах, а затем также радостно возвращаются в свой полный детей дом. Просто идеал. Словно выпущенные на серийном производстве и показывающие, что такое успех по советски. Советскому мужчине досталось и по итогам войны. Оказавшись в ситуации катастрофической нехватки мужчин, он растерялся и попал в плен ощущения своей сверхзначимости и сверхценности, которая, безусловно, отнимает главное — базовое чувство мужской ответственности, и так порядком подкошенное всевидящим государством. Отсюда и образцы советской гендерной мифологии «лишь бы мужчина был», «убогий, пьяница, зато свой». Коллективную же память никто не отменял, вот она и воспроизводит старые мифы до сих пор. В результате такого советский мужчина часто ощущал себя ненужным в семье. А что, государству служить надо — это сверхзадача каждого. Долговременный опыт выживания так сплотил советских женщин, что они готовы были тащить на себе все бремя трудовой и домашней жизни. А дети? Что дети, о них позаботиться государство опять же. Сверхценность мужчины часто не позволяла ему и сильно интегрироваться в семью. Еще бы, как еще подтвердить свою значимость и сбежать от угрозы женской опеки и заботы, как не проводить время с собратьями по несчастью, что нередко выливалось в разной степени собутыльничество, образ которого неоднократно был и обыгран в советском кинематографе. А номенклатура?
Эдакий советский мужской клуб.
Кстати, совершенно гениальная книга об этом явлении была написана в перестроечную эпоху М.Восленским, подробно рассказавшим о принципах, структуре и быте правящего класса СССР. Продвижение по иерархической лестнице номенклатуры требовало от мужчины совершенно конкретных качеств — смекалки, но не ума, преданности и умения служить, но не подлинной солидарности, внутренней возможности вовремя и правильно воспринять то, что сверху сказали, без какой-то там своей инициативы. В-общем, это должен был быть человек системы, очень чутко понимающий свое место в ней. И, главное — ничего личного. Даже пороки предлагались общественного порядка — на каждой ступени иерархии — на одной верность семье ценилась, а на другой уже и страсть к юным балеринам дозволялась. Поэтому, кстати, М.Горбачев оказался героем перестроечной эпохи, ключевой фигурой в сломе системы. Его счастливое супружество и то, что теперь называют эгалитарной семьей — вот этого, кажется, поклонники советского не могут простить ему до сих пор.
В каких еще вариантах был представлен soveticus man? Это интеллектуал, отлившийся либо в форму диссидента как человек с обостренной совестью и совершенно не могущий вписаться в систему; либо ушедший в научное творчество, которое обладало множеством лазеек ухода от грозного меча идеологического служения. Ученые действительно могли быть несколько свободными от системы и в то же время пользоваться ее льготами как, несомненно, приносящие ей пользу.
А еще был некоторый средний вариант — таких мужчин часто называют просто хорошими. Часто они были обычными советскими инженерами или врачами, получали свою скромную зарплату, искренне пытались заботиться о семье и их маскулинность страдала от узких рамок, которые на нее накладывало советское государство. К примеру, много написано о советской одежде для женщин, о том, во что превращалась каждая попытка добыть или сшить себе что-то более-менее удобоваримое. Советскому мужчине в этом плане тоже досталось — даже если он и планировал свои мужские дела по переустройству мира, превращение его в винтик системы начиналось еще в школе предписанной и несуразной формой одежды, уже на уровне телесных ощущений обещающей, какая судьба его ждет. Но об этом — уже отдельный разговор.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
не мни себя говном нации, ты просто - говно.
что сотворило страха ради
новый вариант гермафродита:
плотью — мужики, а духом — бляди.