Медведев VS Путин: конец тандема
На модерации
Отложенный
Избирательная кампания по выборам президента стартовала еще 30 марта и начал её Дмитрий Медведев. Тем самым окончательно похоронив официальный тренд «они договорятся» или, точнее, «Путин решит». Уже решил за себя – Медведев. 12 апреля в интервью китайскому телевидению он впервые сказал, что САМ решит, идти ли на выборы. А вот Путин все еще колеблется и в ответ растерянно продолжает риторику «мы посоветуемся и решим». Задрожала вся властная пирамида, заколебалась вертикаль в предчувствии раскола и необходимости судьбоносного выбора начальника.
Некоторые наблюдатели увязывают переход Медведева в решительную атаку с приездом в Москву 9-11 марта 2011 года вице-президента США Джозефа Байдена, когда тот практически прямым текстом сообщил, кого он хотел бы видеть кандидатом в президенты России, а кого нет. Но сомнений не осталось после 10 предвыборных тезисов Медведева об «инвестклимате», которые были обнародованы им 30 марта в Магнитогорске, и выполнение которых пресса уже приравняла к ликвидации путинского госкапитализма.
Но важны не различия в предвыборных программах или Ливийское внешнеполитическое расхождение. Важно то, что говорит о серьезности и бесповоротности намерений Медведева. Если свести воедино все муссируемые московскими СМИ темы, получается однозначная картина – Медведев начал планомерно разрушать путинские «вертикали» (подробнее см. здесь).
· - Прокурорскую вертикаль (в пользу Следственного комитета),
· - вертикаль органов внутренних дел (через аттестацию, уволено уже 55 генералов),
· - коррупционную коммунальную вертикаль (тотальная проверка деятельности всех компаний в сфере ЖКХ),
· - экономическую вертикаль (война за нефть на самом высоком уровне – блокирование поддержанной Путиным сделки «Роснефти» и ВР),
· - вертикаль власти в госсекторе экономики (требование изгнать из советов директоров 17-ти госкомпаний «профильных» вице-премьеров и министров правительства Путина, особенно важно – Игоря Сечина из «Роснефти»),
· - внешнеполитическую вертикаль (ВТО вместо Таможенного союза),
· - попытку установить контроль за интернетом (оценка массированных атак на ЖЖ и Сетевой парламент, идеи ФСБ запретить Skype и Gmail),
· - кавказскую вертикаль и т.д.
Архитектор новой перестройки
В коридорах власти говорят, что совещания у президента и премьера с участием одних и тех же чиновников сейчас часто назначают на одно и то же время, и чиновникам приходится разрываться: поехать к Путину или к Медведеву. За график премьера отвечает руководитель аппарата правительства Вячеслав Володин, которого прочат в руководители предвыборного штаба Путина. За график президента отвечает первый заместитель главы его администрации Владислав Сурков, серый кардинал российской политики и, судя по всему, нынешний руководитель начавшейся избирательной кампании Медведева.
Создатель путинской системы «управляемой демократии» никогда не входил в число «питерских». Напротив, его корни тянутся к «Альфа-групп» и ельцинской «семье». В той инерционной реальности, которая наступила вслед за поворотом от несвободных выборов к выборам фиктивным, от карманных партий к однопартийности, от имитации политики к её ликвидации, места этому изощренному, незаменимому ранее политтехнологу остается все меньше. Но, возможно, ему удастся создать новую реальность вместе с Медведевым. Очевидно, именно Сурков главный идеолог Медведева и архитектор того плана, который на наших глазах вступил в решающую стадию.
Из запрещенного интервью Затулина:
«Те же самые люди, которые сегодня, очевидно, содействуют реализации идеи следующего срока президента Медведева или просто являются сотрудниками администрации президента, продолжают оставаться главноначальствующими над ежедневной парламентской и политической деятельностью „Единой России". Эти люди сознательно ведут „Единую Россию" на бойню с завязанными руками и закрытыми глазами, — я имею в виду выборы 2011 года».
Праймериз для Путина и Медведева
Что же заставило Медведева стартовать сейчас, за год до президентских выборов? Нужно признать очевидное – одновременное выдвижение на выборах Президента Путина и Медведева не приемлемо для правящей элиты. Поскольку в этом случае произойдет тотальная открытая война в элитах на уничтожение. С другой стороны под ковром договориться «полюбовно» тоже не получилось. Остается только один выход – решить вопрос с престолонаследием в ходе выборов в Госдуму в декабре 2011 года. Которые и станут праймериз для Путина и Медведева.
Ситуация изначально для Медведева крайне не благоприятная. У Путина есть своя партия – «Единая Россия», у Медведева, получается - нет. Если «Единая Россия» с возглавляющим список Путиным набирает больше 50% голосов – вопрос со следующим Президентом снимается. Именно над реализацией этого сценария работает Володин, ради этого наращивается мускулатура «административных выборов», поэтому Путин был так спокоен.
Программа минимум «плана Медведева»
Что может противопоставить Медведев? Программа минимум: «честные выборы» и реанимирование оппозиции на фоне падения рейтингов «ЕР». При успехе этой программы больше 35-40% «ЕР» (по независимым оценкам) сейчас может и не набрать, что минимально достаточно для блокирования Путина, поскольку все прочие при этом раскладе будут предпочитать «тоталитарному» Путину «защитника демократии» Медведева. Для этого уже совершаются вполне определенные шаги.
В частности первому вице-премьеру правительства Игорю Шувалову было предложено возглавить «Правое дело». По слухам на переговорах он потребовал кардинальной смены руководства партии, собираясь строить ее «с нуля» и с новым названием, что привело к заминке, которой воспользовался аппарат Путина и блокировал Щербакова. Это большой успех Путина, с учетом того, как мало времени осталось для ребрединга этой партии. «Правое дело», впрочем, может теперь возглавить помощник президента Аркадий Дворкович.
Что касается «Справедливой России», то была организована «утечка» информации, что на смену Сергею Миронову готовят Дмитрия Рогозина. Это привело к тому, что Миронов, ранее от безысходности допускавший наскоки на Путина, был вынужден снова броситься в объятья премьера. В итоге он вовсе потерял свой пост, запоздало объявив для Медведва, что «СР» не будет поддерживать того, кого выдвинет «ЕР».
Нужно признать, что ставка на альянс с ведущими оппозиционными партиями и независимым гражданским обществом крайне не надежна. Ни первые, ни второе не демонстрируют способности мобилизовать массы в той мере, в какой это требуется для победы. Успех борьбы Медведева с Путиным на административном поприще тоже вызывает большие сомнения. А для реализации «плана Медведева» хороший шанс победить на выборах просто необходим.
Электоральная математика
Опросы, которые организовывал лично я давали «Единой России» 18% активного электората (из тех, кто вообще открывает двери опросчикам). Из числа тех, кто сейчас приходит на выборы эти 18% превращаются в 35-36% (к примеру, столько «ЕР» набрало на последний выборах в Кировской области, где губернатор бывший «правый» Белых и которому на спускали «план» по «ЕР»). Сильные административные машины (как, к примеру, в Москве при Лужкове, в Тамбовской области, сейчас в Саратове) дают сейчас еще 30% голосов прибавки, то есть результат еще раз удваивается, достигая 65% (про Чечню с её 100% не говорим). Но эта благостная для «ЕР» картинка висит сейчас буквально на волоске.
Хотя региональные и местные власти преследуют в ходе региональных кампаний и собственные цели, довольно высокая степень риска быть наказанными за нежелательные для Центра результаты голосований создает дополнительные стимулы к фальсификациям, аналогичные стимулам к припискам в рамках советской плановой экономики. Если же эти стимулы непосредственный начальник губернаторов Медведев на грядущих выборах сможет убрать, более того, даст противоположные установки, никакая «ЕР» не сможет самостоятельно мобилизовать необходимые для громкой победы ресурсы.
Более того, если на выборы пойдет разочарованное большинство, а признаки начала такого процесса уже на лицо, «ЕР» может не выйти даже на 30% результат, что приведет «партию власти», переставшую быть таковой, к немедленному краху, как это произошло с предыдущими «партиями власти» - НДР Черномырдина и ДВР Гайдара.
«Единая оппозиционная Россия»
Чтобы победить «ЕР», помимо блокировки админресурса, нужно всколыхнуть надежды разочарованного большинства. Большинству тех, кому не нравится существующий строй не так важно за кого голосовать и какова их программа, а важно то, что он против этого строя и что у него есть шанс на победу. О необходимости создания единой оппозиционной партии заговорили и Миронов, и Жириновский. Зазвучали фамилии тех, кто мог бы возглавить список такой партии на выборах: Алексей Навальный, Евгения Чирикова, Юрий Шевчук. Если бы эту партию, возникшую на основе какой-нибудь из уже зарегистрированных, поддержал Президент и были защищены её спонсоры – результаты выборов в Госдуму были бы совсем иные, нежели планируемые сейчас. Подобная перспектива не может устраивать правящую элиту. Но именно этой перспективой её сейчас запугивает Сурков.
Программа «максимум»
Поразительно, но архитектор «Единой России» и нынешней Госдумы Владислав Сурков сохраняет контроль над «ЕР» даже сейчас. Все попытки противопоставления Медведеву пресекаются жестко. Депутат Государственной думы РФ Константин Затулин лишился поста первого заместителя председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками за слишком однозначную критику Медведева и поддержку Путина в вопросе о Ливии (вслед за послом России в Ливии Владимиром Чамовым). По тем же причинам был вынужден подать заявление о выходе из партии руководитель политического департамента ЦИК «Единой России» Алексей Чадаев.
Почему руководство «ЕР» так сговорчиво? Потому, что больше всего боится раскола в верхах. Именно на этом страхе, вероятно, строится «программа максимум» Медведева - не допустить выдвижения Путина во главе списка «ЕР» в сентябре 2011 года, заменив его Медведевым. То есть выиграть досрочно, даже до праймериз, в чем кровно заинтересован весь правящий режим. Тогда, кстати, можно будет отказаться и от реализации «либеральных» обещаний Медведева, угрожающих благополучию правящего класса и от популистских обещаний Путина, угрожающих бюджету. Для этого нужно лишь привлечь на свою сторону, запугав дестабилизацией, всю правящую элиту.
Все зависит от Путина
Судьба курса на существенное ограничение засилья чиновников и ослабление административного пресса, давящего на бизнес сейчас целиком в руках… Путина. Если он, в ближайшие месяцы, не смотря на полное отсутствие поддержки со стороны правящей элиты и усиливающееся давление со стороны президента будет сохранять курс на победу на выборах в декабре, Медведев должен будет зайти настолько далеко, что этот курс в каком-то виде сохранится даже после ликвидации раскола в верхах. Если же Путин упрется настолько, что не смотря на все отступные, действительно пойдет на выборы в Госдуму - потрясений и существенной корректировки политического курса не избежать. Наконец, у Путина пока остается возможность силового решения проблемы. Но стоит ли овчинка выделки?
Р.S. Незамеченный скандал
5 апреля Президент РФ Дмитрий Медведев освободил от должности начальника Саратовского юридического института МВД России генерал-майора милиции Валерия Назарова. А 7 апреля, судя по информации, размещенной на официальном сайте института, Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев снова назначил его на эту должность в том же звании. Неужели началось прямое противоборство двух административных кланов? Кто знает, может быть этот «не замеченный» скандал не федерального, а исторического значения?
Комментарии
Путин, обычный больтун что лишний раз стало ясно из его речи в Госдуме.Это же надо сказать такое что- Россия будет 5 -ой экономикой мира и это в то время когда есть такие страны,как- США,Китай,Япония,Германия,Франция,Канада,Англия,Корея,Индия и т.д. Фантазер этот Путин и не более.
такой вот гайдпарк по русски ((