Крупный бизнес зачастую относится к России как к «непаханому полю» ресурсов. Ведь основа бизнесменов-гигантов находится в России, а для проживания они отдают предпочтение Европе, США или, например, Канаде. Каждый день миллиарды долларов десятками выводятся из страны и «устраиваются» на счетах зарубежных банков и в офшорах. Именно на эти деньги покупаются роскошные особняки, виллы, яхты и машины, а дети крупных бизнесменов обучаются в элитных университетах.
Такой сценарий пришёлся по душе троим выходцам из Башкирии — Виктору Исламову, Альберту Харисову и Сергею Черникову, сменившим башкирский ландшафт на юго-восточный берег Франции. Именно здесь, в тихом и спокойном местечке, стоят два больших поместья Шато Ля Мартинет, общая площадь которого насчитывает порядка 300 га, и Приорэ Сент Мари Вьей площадью в 100 га. В 2011 году поместья сменили владельцев на бизнесменов российского происхождения — Виктора Исламова, Альберта Харисова и Сергея Черникова.
Располагаются поместья вдоль обоих берегов реки Аржанс, воды которой стремятся в Средиземное море. Протяжённость водной границы составляет 5 км вдоль красочных лугов и величественных лесов, где обитает самая разнообразная дичь, от куропаток до кабанов, но и это лишь малая часть тех, кому будет рад заядлый охотник.
Начиная с 2012 года проводится масштабная программа по восстановлению Шато Ля Мартинет и Приорэ Сент Мари Вьей. И примечательно здесь то, что финансирование программы и все денежные средства, которые тратятся на эти объекты, уходят корнями в Россию. Деньги связаны с группой компаний «Башкирская химия», в которую входят АО «Башкирская содовая компания» и АО «Березниковский содовый завод» — являющийся крупнейшим производителем кальцинированной соды в стране с долей рынка в более 75%.
Сода: операция «Захват»
Создание вертикально интегрированного холдинга в 2003-2004 года и начинается с получения контроля над АО «Каустик», специализирующемся на производстве каустической соды и ПВХ. Первоначально приобретение акций «Каустика» вылилось в скандал. «Коммерсантъ» писал, что компания «Совлинк», совместно с «ПетроТэк-холдингом» Сергея Черникова приступившая к скупке ценных бумаг, встала на пути сына президента Башкирии Муртазы Рахимова Урала, занимавшему на тот момент пост председателя советов директоров Башкирской топливной компании, который уже тогда начал стягивать воедино всё нефтяное хозяйство республики. С привлечением административного ресурса ситуацию удалось уладить. Далее, в январе 2004 года, свыше 82 % акций удалось приобрести структурам «Совлинк» и «Петротэк-холдинга» благодаря скупке мелких пакетов.
После этого в игру вступила АО «Сода». На тот момент держателем блокирующего пакета в 34,8 % акций компании являлось руководство предприятия, во главе которого был Вячеслав Титов. В декабря 2004 года он после длительных уговоров и давления в здании представительства республики в Москве, во главе которого на тот момент был вице-премьер республики Альберт Харисов, вынужден был переоформить выкупленные им до этого акции АО «Сода» в пользу АО «Каустик», находящегося под контролем новых бенефициаров и их офшорных контор. Это поражение оказало сильное влияние на здоровье Титова и вскоре стало известно, что в возрасте 61 года он скончался. Примерно тогда же Альберт Харисов стал одним из партнёров группы, в 2005 году назвавшей себя «Башкирская химия».
Однако контрольный пакет акций содового завода, 62 %, ещё значился в собственности региона. Приходилось перебиваться накоплением прибыли от продаж соды посредством торгового дома, подконтрольного партнёрам. Благодаря тесным отношениям с властями группа партнёров обеспечила себе эксклюзивное право на реализацию всей продукции сначала АО «Каустик», а затем и АО «Сода» посредством посредника — образованного в 2003 году АО «Единая торговая компания».
Перепродажа продукции через ЕТК позволила установить контроль над ценовой политикой и принимать участие в получении прибыли от продаж, не выступая в качестве контролирующего акционера производителей АО «Каустик» и АО «Сода». Благодаря этого значительный объёмы прибыли от продаж кальцинированной соды оседали в ЕТК.
Уже в 2007 году республиканский пакет акций передали в доверительное управление АО «Башкирская химия». Соответственно, группой официально было получено под контроль 97 % акций производителя соды. По итогам получения контрольного пакета от Республики Башкортостан — лишь за одни год, с 2014 по 2015 год — стоимость кальцинированной соды увеличилась на 25%.
Объём дивидендов, которые распределяются акционерам объединенной БСК за счёт монополизации рынка, в сравнении с АО «Сода», возрос почти в 3 раза, составив свыше 11 млрд рублей каждый год (2016, 2017 годы).
Прекрасная Швейцария
Сергей Черников является чуть ли не самым главным владельцем башкирской группы. Родившись в Стерлитамаке Черников начинал свой путь со студий звукозаписи и видеосалонов, а затем переключился на мусорный бизнес. Ближе к концу 1990-х бизнесмен переезжает в Москву и становится настоящим чиновником: работает в министерстве природных ресурсов, а некоторое время даже занимает пост первого вице-губернатора Ненецкого автономного округа. Стоит сказать, что именно тогда в округе контролировал выдачу лицензий, позволяющих заниматься разработкой месторождений нефти, а также проведением её последующей добычи Альберт Харисов.
Уже в 2001 году Черниковым была создана группа компаний «ПетроТэк». Далее – приобретение канадской нефтяной компании CanBaikal, семейный переезд в Канаду и получение, впоследствии, гражданства данной страны.
Параллельно с оформлением гражданства Канады Черников оказался замешан в скандале с делом Елены Котовой, занимающей пост директора от РФ в совете директоров Европейского банка реконструкции и развития (2011-2013 годы). Тогда Черников настаивал на том, что Котова потребовала у него откат в 1,4 млн долларов за то, чтобы предоставить его фирме кредит размером в 95 млн долларов. Со своей стороны, Котова заявляла, что её специально подставили. СМИ писали, что дело выглядело довольно странно. Всё расследование крутилось вокруг непонятно откуда взявшейся скрытой аудиозаписи, которая была сделана спецслужбами, относящимися то ли к России, то ли к Британии. Ясности это истории не прибавило, однако один факт стал общепризнанным: дело Котовой с активным участием Черникова отразилось на позиции РФ в ЕБРР, нанеся неоценимый ущерб. Доля России в кредитном портфеле ЕБРР была сокращена с 30-33 % до 12 %, а правление европейского банка определило для себя курс на последующее уменьшение российского участия.
Является это совпадением или нет – непонятно, однако после всей этой истории с Котовой Черников стал гражданином Канады, хоть и имеет швейцарскую прописку в городе Колоньи, расположенном на живописных берегах Женевского озера.
Российские «корни»
Решил обосноваться в Швейцарии и Виктор Исламов, также ставший бенефициаром БСК. Он значится собственником дома в Женеве на Avenue de l’Amandolier, 32. «Ведомости» пишут, что дружба Черникова с Исламовым началась ещё с армейских времен, однако общим бизнесом они занялись лишь в середине 1990-х. «В 1997 году Виктор как-то гостил у меня в Москве, и я попросил его помочь мне в одной сделке. Он и помог по-дружески, ничего не ожидая взамен. Когда я предложил ему забрать его долю — 1,2 млн долларов, он удивился — не думал, что можно зарабатывать такие деньги», — делится Альберт Черников, вспоминая, что именно тогда и решил, что пора начать работать вместе.
В Башкирии Виктора Исламова многие вспоминают в связи с конфликтом, сторонами которого была городская администрация Уфы и одна из структур застройщика ОАО «КПД», бенефициаром которого является Исламов. Сумма предъявленного «Управлению комплексной застройки №3 ОАО "КПД"» иска составила более 134 млн. рублей.
Но юридическая компания, которой владел вице-спикер башкирского парламента и по совместительству "коллега" Исламова Вадим Старов включив все свои связи, видимо, через "своих" судей в Верховном суде Башкирии и с подключением своего друга, юриста и депутата горсовета Уфы Вадима Рамазанова, проведя целую спецоперацию добилась снижения величины выплаты до 10 миллионов. То есть в 13 раз! Но что "слуге народа" до самого народа? Ничего, поживут и так, не сломаются. Жили же раньше. Главное, чтобы сердечный друг Исламов был доволен, тогда и народному слуге что-то перепадет, а средства депутату ой как нужны – один только маменькин «огород» площадью 220 гектаров в перспективном районе к юго-западу от Уфы сколько ресурсов требует. Тут уже одним лоббизмом не обойтись, кроме использования служебного положения для проталкивания вопроса обеспечения сетями района за счет бюджета, где по совпадению находится мамин «огородик», для развития территории нужно в нее еще и реальные деньги инвестировать. А сердечные друзья Исламов и Ко и их финансы уже заняты возделыванием своего «огородика» на юго-востоке Франции им до российских земель дела нет.
Остается надеяться, что похождениями башкирских содовых королей Исламова, Харисова и Черникова, а также всегда готового им услужить за долю малую юриста-дельца, успешно сочетающего депутатское кресло с прокруткой мутных схем, Старова, займутся правоохранительные органы. И если новоявленных виноделов выковыривать из уютных гнездышек в юго-восточной Франции будет проблематично, то уж курултайского сидельца взять не составит труда, было бы желание.
Комментарии