Sucker Punch. ХХ век отменяется.

На модерации Отложенный

К такому ты не готов! – главный слоган фильма. И действительно. Публика оказалась совершенно не готова правильно прочитать послание Зака Снайдера, появившееся в российском прокате как «Запрещенный прием» (Sucker Punch). Его сразу же записали в «говно-кино», а зря. Автор «Хранителей» и «300 спартанцев» мог бы рассчитывать на более вдумчивую реакцию зрителя.

Несмотря на многочисленные подсказки, некоторые – прямо в лоб! – публика предпочла воспринять фильм буквально – как тупую детскую стрелялку, а между тем Снайдер не так прост. При поверхностном просмотре кажется, что фильм весь состоит из грубых штампов, однако по ходу дела эти штампы выворачиваются наизнанку, превращаются в пародию, отсылая к целым пластам современной культуры. Действительно, сюжет фильма весьма незамысловат. У двух сестер-подростков умирает мать, оставив им заодно с немаленьким наследством в качестве «ложки дегтя» еще и психопата-отчима. Сам по себе штамп настолько заезженный, особенно в американской культурной традиции, восходящей аж к Льюису Синклеру что уже должен был бы насторожить – нет ли здесь какого-то подтекста, «двойного дна». Собственно еще набоковская «Лолита» пародировала Синклера. Но это другая история.

Старшая сестра, проходящая по фильму как Куколка (Эмили Браунинг). Защищаясь от сексуальных домогательств отчима, открывает стрельбу и случайно убивает сестру, не причинив насильнику никакого вреда, после чего тот отвозит ее в психушку. И снова щелчок по носу «проницательного зрителя» - Над воротами лечебницы выдержанной в худших, гротесковых традициях готики вывеска из литого железа: «Lennox House — Brattleboro, Vermont». Нам это – ничего, а американский зритель должен бы знать, что действительно, в городе Брэттлборо, штат Вермонт, есть психиатрическая больница, известная своим «новаторским» гуманным и политкорректным отношением к больным. Случайное совпадение? В отличие от реальной Brattleboro Retreat. Снайдеровская психушка представляет собой нечто среднее между санчастью Освенцима, где рулит местный «доктор Смерть» Блу Джонс или просто Блу (Оскар Айзек) и элитарным публичным домом-кабаре. Дзыньк! Еще один звоночек, который снова почему-то не расслышали киноманы и не увидели явную, проведенную жирным маркером отсылку к культовому фильму Боба Фосса. Однако Снайдер явно глумится над ставшей штампом парадигмой «фОшЫсты – плохие СТАЛО БЫТЬ(????) пидарасы хорошие». «Плохие» и «хорошие» в Sucker Punch другие. Ни злобный Блу по просьбе отчима отправляющий Куколку на лоботомию, ни сам отчим, ни некто «Мажор» не симпатизируют национал-социализму. Это жадные, расчетливые дельцы, и единственная «идея» для них – бабло. И они истинные правители мира. Куколке является «ангел-хранитель», (Скотт Глен) («Апокалипсис сегодня», «Ультиматум Бёрна») причем, тут неожиданно повествование перестает быть гротескным. Звучит мысль вполне в духе романтизма: «ангелы сами выбирают в каком облике нам явиться и никогда заранее не предупреждают…». И действительно. Этот божий вестник то восточный гуру, то английский офицер в окопах 1-й мировой (не будем забывать, что Канада, а фильм заявлен как совместный (США-Канада) на 1914 год была частью Соединенного Королевства и без малого миллион канадцев, преимущественно добровольцев, прошло через эти окопы), то водитель автобуса. Персонажи Глена в противовес остальным нарочито натуралистичны. Хотя, вроде бы, самый нереальный как раз он. Не удивительно в фантасмогорическом мире самым жутким фантазмом, как раз, является реальность. Ангел дает шанс на побег, только для начала необходимо собрать магические предметы – карту, огонь, нож и ключ – пятый элемент – тайна, которая откроется в конце пути, если соберутся 4 предыдущих. Знакомо? Ну да, компьютерная игрушка + привет Люку Бессону, естественно вывернутый наизнанку. Воодушевленная ангелом Куколка, подбивает на побег еще 4-х своих товарок Блонди (Ванесса Хаджес), Ракету (Джена Малоун), Эмбер (Джейми Чанг) и Милашку (Эбби Корниш), и как и положено «психической» продолжает «глючить», но «глюки» эти потрясающим образом воспроизводят картины ХХ века – практически бесконечной череды войн – перемежаются с еще более отвратительной реальностью.. Появление 5 девушек-воительниц в духе «Сейлор Мун» очередной звонок – громкий нудный зуммер, но зритель не слышит и его. Не видит режущий глаза диссонанс – яркие гламурные девицы в окружении понурых, грязных усталых солдат-окопников. Ну и уж совсем клоунада – боевой «розовый кролик» на реактивной тяге в окружении бипланов 1-й мировой. Пародия на культовую «Матрицу» - зависания над летящими пулями и свистящими мечами. Похоже, Снайдер не пропускает ни одного значимого кинособытия века, чтобы не обстебать и не вывернуть наизнанку. В реальности девушка танцует, но во время танца, которого не показано в фильме ни единого кадра, в воображении к ней приходят все эти батальные картины. Психологи утверждают, что у женщин подвергшихся насилию переживания приобретают именно такую форму. Страшная метафора – человечество изнасилованное XX веком. В этих картинах угадывается и англо-германское противостояние (немцы представлены в виде механических зомби – «Не жалейте их, все равно они уже мертвы!» - говорит офицер-ангел. Фраза произнесена не просто так – очередная метафора – возможно, смысл ее в том, что это битва за уже давно умершие идеалы); атомная бомба, представленная в виде магического «огня», который нужно извлечь из чрева детеныша дракона – технического прогресса – сама мамаша-драконша, очевидно аллегория войны. Выбор оружия – вообще отдельная песня – одновременно с катаной девочки используют и HK MP5K, Glock 17 и станковый пулемёт «Браунинг»,и кремневой пистолет.

Полная эклектика… А по сути велика ли разница? Умирать от клинка, каменного топора или от радиации? Как тут не вспомнить слова Черчилля – «Порох? Электричество? Атомная бомба - вот второе пришествие Христа!». Увы – ставка на «божественный огонь» не оправдалась. Мифический Город уничтожает этот самый «божественный огонь». Особого комментария заслуживает последний эпизод с бомбой в поезде – очередной пошлейший голливудский штамп – поезд, бомба, вертолет. Отсылка сразу к десятку картин с Сигалом, Траволтой, Уиллисом, бондиада, «Смертельное оружие» etc. Только и тут опять щелчок по носу – обезвреженную на последних секундах бомбу недобитый враг включает вновь. И тут у девушек первые потери. Погибает Ракета, которую не удается вытащить из поезда. Хэппи-энд наоборот? Неслыханно для Голливуда. В реальности Ракету убивает повар, у которого девушки пытаются стащить нож. «Магический огонь», который разожгли краденой зажигалкой – «коктейль Молотова» - орудие молодежных банд 60-х уничтожает всего лишь грязный заплеванный сортир. Тут можно спорить, но лично я вижу в этом метафору гибели рок-н-ролла. Героиня Джены Мелоун более всего походит на представительницу поп-рок-тусовки, есть в ее внешности что-то то ли от Сюзи Кватро, то ли от Пинк, да и зовут «Ракета» - Rokets – знаковая французская рок-группа 70-х. В реальности заговор девушек раскрыт, Блу цинично пристреливает одну из них в целях устрашения на глазах у всех. В итоге из 5-и девушек остаются лишь 2. Куколка и Милашка. Психи – народ изобретательный – Куколка смекнула, что двери в этом учреждении тюремного типа автоматически разблокируются во время пожара – для этого-то и нужен был Огонь. И тут, когда уже свобода близка Куколка понимает, что вдвоем им не уйти – время последнего 5-го элемента – жертвы – это будет сама Куколка. «Это не моя история, а твоя!» - убеждает она Милашку принять жертву, а сама… А сама идет под лоботомию. Стоит упомянуть еще об одном персонаже - мадам Вера Горски — (Карла Гуджино) и она же Салли Юспешик в «Хранителях», обе как бы польки по происхождению. Более того, фамилия Горски также фигурирует в «Хранителях» в качестве отсылки к известному мифу о том, как Нейл Армстронг ещё мальчиком закинул мяч в соседский сад и, забирая его, услышал как миссис Горски в спальне кричала своему мужу: «Ты хочешь орального секса? Он у тебя будет не раньше, чем соседский мальчик ступит на Луну!» и, как следствие, после «Это маленький шаг для человека и огромный для человечесства…» «Удачи, мистер Горски!» Глум, отсылающий нас к теме столь же трепетно оберегаемой добропорядочными американцами, как и полет Гагарина адептами СССР. Это такой «Шёл Гагарин по тропинке…» Александра Лаэртского, исполненный на американский лад. Можно в какой-то мере считать этого персонажа своего рода «мамочкой-утешительницей» - олицетворяющей космические успехи США. В общем-то чем не подушка для плача обывателя (равно как и космические успехи СССР). «Мы прожили ужасный, кровавый, бессмысленный, дегенеративный ХХ век, ЗАТО(???) прошлись по луне/ ЗАТО(???) Гагарин был первым. Смешно? В общем смешно… На самом деле сосут и те и другие…

Жестокое кино. Но оно оставляет надежду. Надежда эта представлена спасшейся Милашкой. В последней сцене фильма она оказывается на автобусной остановке. А куда бежать-то? Денег нет, да и полицейский патруль судя по всему именно ей заинтересовался. Тут приходит на помощь тот же ангел-хранитель, который в духе Оби-Вана Кеноби (а известно, что «Звездные войны» любимый фильм режиссера еще с детства) «Это не те, кого вы ищите! Они могут ехать» спасает девушку от полиции и увозит ее к новой жизни.

Вы можете сказать, что я слишком замудрил, что фильм вообще не имеет тех смыслов, которыми я его наделил, что все эти метафоры можно читать как угодно, что Зак Снайдер вообще снимает в основном экшен…Ну хорошо, а если бы вместо фамилии Снайдер было написано Тарантино? Что в «От заката до рассвета», в бесконечном расстреливании вампиров больше смысла? Однако там мы видим некий стеб и подтекст, которого, скорее всего там отродясь не было. По сравнению со Снайдером Тарантино плоский, как бильярдный стол. Даже его «Криминальное чтиво» с «рваной» хронологией куда менее изящно, чем многомерный мир Sucker Punch. Это, кстати можно перевести ведь не только как «запрещенный прием» - собственно, что из описанного в фильме подпадает под это определение? «Выстрел клоуна» «Удар сосунка» - («Ты дерешься как девчонка!»). Все это вмещает в себя Sucker Punch. Хотя истинно «запрещенный прием» - это, пожалуй, сам фильм. Нельзя такое вываливать на неподготовленных зрителей - издевательски жестоко. ХХ век для многих еще не закончился, в нем погибали наши деды, в нем  осталось столько того, что делает нас нами как от него отказаться-то? Выход один – лоботомия.

 

P.S. Мне довелось посмотреть этот фильм случайно. В провинциальном кинотеатре было с десяток зрителей, в том числе две школьницы лет 13-и. Девочки очень живо переживали все происходящее с Куколкой и ее подругами, в конце фильма они плакали.