Почему ислам запрещает изображать людей и живых существ?

На модерации Отложенный

Зрение – это самое обманчивое из всех чувств, которыми мы обладаем. Все остальные чувства (осязание, обоняние, вкус, слух, равновесие) мы воспринимаем как внутреннее ощущение в нашем теле. И только зрение преподносит нам информацию о мире так, как будто он находится вне нас, и это создает иллюзию отделенности, независимости от внешнего мира.

Неслучайно в Библии змей-искуситель, предлагая жене яблоко, сказал: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло». Ни один другой орган не способен обманывать нас столь убедительно и изощренно, как наши глаза.

Постигая мир, мы пользуемся не только зрением, но и другими чувствами, и поэтому сознанием способны понять и прочувствовать истинный, целостный образ мира. Но если мы полагаемся только лишь на зрение, и создаем модель мира на основе зрительных образов, мы получаем ложную, субъективную картину мира.

Особенно опасно это в том случае, когда речь идет об эволюции жизни. Полагаясь лишь на умозрительную модель мира, наша логика приходит к выводам типа «люди произошли от обезьян».

Я знаю, что биологи сами терпеть не могут это выражение и всегда поправляют: «Не “люди произошли от обезьян”, а люди и обезьяны произошли от общего предка!» Хорошо. Но если следовать этой логике, то люди и собаки тоже произошли от «общего предка», только более общего, чем с обезьяной. Люди и рыбы – от еще более общего, и т.д. Но существовал ли на самом деле когда-либо этот самый «общий предок»? Проблема в том, что люди понимают это очень буквально и пытаются представить этого «общего предка» как биологический организм, а не информационную сущность.

Так вот ислам запрещает это делать, запрещает визуализировать живых существ. Так же, как не дано нам визуализировать Бога, увидеть Его воочию, не дано нам и понимать сущность живых существ, пока мы рассматриваем их глазами, отвлеченно. Зрение показывает нам лишь внешнюю сторону жизни, её иллюзорную поверхность, в то время как истинная сущность доступна лишь в непосредственном контакте и само-осознании. 

Если вы считаете, что произошли от общего с обезьяной предка, то считаете этого предка ПРИЧИНОЙ своей жизни, т.е.

фактически приравниваете его к Богу, а это и есть многобожие и идолопоклонство с точки зрения ислама. Никого нельзя приравнивать к Богу и считать причиной жизни наравне с Ним. И дело даже не в том, что это грешно. Просто это не даёт ответа, не снимает вопроса о происхождении жизни.

 

Допустим, вы считаете, что самый общий предок - это одноклеточный организм, живший миллионы или миллиарды лет назад. Но ведь это не снимает вопроса: эта самая первая клетка сама по себе возникла? И даже если она прилетела из космоса, с других планет, все равно остается вопрос: там она каким образом возникла?

 

Нет иной причины бытия кроме Творца! Человечество не сразу пришло к этой простой, но великой мысли. От идолопоклонства, язычества и многобожия - к единобожию и целостности сознания. И это нормальный, естественный процесс развития. Сначала мы учимся находить общие признаки, классифицировать, а потом, через всё более общие признаки приходим к пониманию единства мира. И это непосредственное осознание единства мира, всей вселенной потрясает человеческое существо! Оно ощущается как постижение величия Творца, перед которым всё остальное - мелочи, частное, преходящее.

 

В этом осознании и состоит смысл слова "поклонение". Бог не нуждается в том, чтобы мы кланялись Ему, гнули спину в буквальном смысле. Просто в тот период развития человечества, когда возникли религии, не было иного способа выразить величие Творца. А потребность в этом была. Вера непременно должна выражаться в каком-то действии, поэтому и возникло религиозное поклонение как священное действие. Но сегодня мы достигли такого уровня развития, когда каждое наше действие может носить осознанный характер, т.е. быть освященным Богом, Сознанием.

 

Поклонение Творцу в современном смысле - это не просто религиозный обряд, обязывающий сгибать спину, а такая расстановка приоритетов, когда наивысший приоритет в информационной (а значит, и материальной) структуре мира принадлежит Богу, а всё остальное - его производное. И когда мы это осознаем, любое наше действие, вся наша жизнь несет глубокий смысл и является служением Богу, способствует Его возвеличиванию.