За это письмо Белинского Гоголю отправлялли на каторгу, после революции его начали изучать в школах

На модерации Отложенный

В 1847 году Николай Васильевич Гоголь опубликовал «Выбранные места из переписки с друзьями», где предстал перед своими читателями и почитателями в непривычном свете. Гоголь явился не обличителем язв и пороков крепостнической России, а православным мистиком, ждущим обновления России от возрождения религиозности в высших классах. Этой религиозности, по мнению Гоголя, господам следовало учиться у русского народа.

 

 

 

Кастовость радикальной публики

Реакция публики на эту публикацию была двоякой. Многие приветствовали совершившееся обращение писателя к духовным истокам России. Другие же резко отвернулись от Гоголя, сочтя его поступок изменой своим прежним идеалам, ценностям, литературному таланту. Наиболее резко выступил против Гоголя его старый знакомый, литературный критик и публицист Виссарион Белинский. Будучи больным чахоткой и находясь при смерти, Белинский не жалел расточать самых резкие эпитеты как в отношении самого писателя, так и проповедуемых им новых идеалов.

 

Гоголь и Белинский

 

Гоголь и Белинский

«Я не в состоянии дать Вам ни малейшего понятия о том негодовании, которое возбудила Ваша книга во всех благородных сердцах», – писал Белинский, отрекаясь навсегда от дружбы с Гоголем. Здесь видна характерная лексика российских радикалов, не меняющаяся уже почти второе столетие. «Благородные сердца» это, конечно, только они сами, а те, кто мыслит хоть чуть-чуть отлично от них, это, по эпитетам того же Белинского, «Чичиковы, Ноздрёвы, городничие и т.п.».

 

Белинский, Виссарион Григорьевич (1811-1846) - литературный критик

 

Белинский, Виссарион Григорьевич (1811-1846) - литературный критик

«Русский произносит имя Божье, почёсывая одно место»

Что же в особенности вызвало негодование «неистового Виссариона», как его давно уже прозвали все его знакомые? Это пиетет Гоголя перед Русской Церковью и народной религиозностью. Белинский приложил все старания, чтобы показать никчёмность, пустоту этих новых идеалов Гоголя. Рискнём их привести для наглядности, пока письмо Белинского официально не попало в список экстремистских материалов уже в наше время.

«Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиэтизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение.

А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр — не человек; страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Стешками, Васьками, Палашками; страны, где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей».

 

 

«Неужели же и в самом деле Вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабную сказку? Про попа, попадью, попову дочь и попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, колуханы, жеребцы? — Попов. Не есть ли поп на Руси, для всех русских, представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства? И будто всего этого Вы не знаете? Странно! По-Вашему, русский народ — самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиэтизм, благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя божие, почесывая себе одно место. Он говорит об образе: годится — молиться, не годится — горшки покрывать. Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ».

Сказанного довольно. Письмо это целиком может прочитать пока всякий, если интересно.

 

 

Послереволюционная инверсия: запрет на Гоголя

В 1849 году члены кружка Буташевича-Петрашевского (среди них был молодой Ф.М. Достоевский) были присуждены к смертной казни, заменённой им каторгой. В числе обвинений было и такое: распространение письма Белинского к Гоголю. Только после 1905 года запрет на публикацию этого документа был снят.

 

Казнь Петрашевцев, кадр из сериала "Достоевский" (2010г.)

 

Казнь Петрашевцев, кадр из сериала "Достоевский" (2010г.)

Кто был прав в этой полемике? Разве революция 1917 года не показала правоту Белинского именно в том, что русский народ суеверен, но абсолютно не религиозен, знать не знает Бога, церковь и заповеди Христовы и атеист по существу?

После революции с этой полемикой произошла обратная метаморфоза. Письмо Белинского Гоголю начали читать и изучать в школах, а сама «Выбранная переписка» Гоголя, вызвавшая это письмо, подверглась умолчанию, лишь изредка публикуясь в полных собраниях сочинений писателя.

Для полноты картины следовало бы разобрать, что конкретно написал Гоголь в этом произведении, что мы и намерены сделать в одной из следующих публикаций на нашем канале.