Главные жертвы кризиса
На модерации
Отложенный
И прежде незавидное положение трудящихся Казахстана ухудшилось после начала пандемии. Недовольство массовыми увольнениями и невыплатой зарплат вылилось в серию забастовок. Власти пытаются скрыть масштаб проблем, но негативные тенденции продолжают накапливаться.
ТРАДИЦИОННО являясь центром протестной активности, западные регионы Казахстана не утратили этого статуса и в нынешний кризисный период. 20 июля шесть десятков работников компании «Озенэнергосервис» отказались выходить на работу и устроили митинг у офиса организации. Данное коммунальное предприятие отвечает за снабжение электроэнергией города Жанаозен Мангистауской области.
Возмущение работников вызвало решение руководства уволить несколько десятков человек — четверть всего коллектива. Соответствующий документ за подписью исполняющего обязанности предприятия и замглавы городской администрации оказался в руках протестующих. Поводом для сокращений объявлено «отсутствие необходимой квалификации», хотя, уверены сотрудники, этими шагами начальство хочет компенсировать собственные провалы в управлении. По их словам, в компании процветают коррупция, кумовство и преследование неугодных работников. Участники митинга также сообщили об отсутствии нормальных условий труда, из-за чего на предприятии нередки случаи производственного травматизма. Между тем страховать работников от несчастных случаев руководство отказывается, пенсионные отчисления и премирование в «Озенэнергосервисе» тоже не производятся.
Увольнения стали последней каплей, толкнувшей людей на открытый протест. Руководители предприятия, однако, отвергли претензии коллектива. Сославшись на убытки, они рассказали о плане оптимизации, разработанном с участием городской администрации. При этом увольнять работников якобы никто не собирается, планируется лишь их перевод на дистанционный режим. Каким образом электрики будут работать «на удалёнке», работодатели и чиновники не уточняют.
Жанаозен далеко не в первый раз становится центром рабочих протестов. Напомним: в 2011 году здесь прошла многомесячная забастовка нефтяников, закончившаяся кровавым разгоном протестующих. Погибли 17 человек, десятки получили ранения. Недавно несколько жителей Жанаозена, среди которых пострадавшие в событиях девятилетней давности, вышли на пикет к резиденции президента в Нур-Султане. Они пожаловались на отсутствие работы и невозможность прокормить свои семьи. Спустя короткое время полиция задержала пикетчиков, обвинив их в организации несанкционированной акции.
Нарастает недовольство и в Карагандинской области, на предприятиях «АрселорМиттал Темиртау».
Принадлежащая индийскому миллиардеру Лакшми Митталу корпорация объединяет горнодобывающие и сталелитейные производства, включая угольные шахты и Карагандинский металлургический комбинат — гордость Советского Казахстана. Работники возмущаются тяжёлыми условиями труда. Так, из-за пандемии коронавируса каждое проходческое звено в шахтах сокращено с пяти до трёх человек, однако объёмы работы остались прежними.
Далёк от разрешения трудовой конфликт в Семее (бывший Семипалатинск). Как уже писала «Правда» (см. номер от 16 июля с.г.), десятки сотрудников крупнейшего городского автопарка Semey Bus объявили забастовку из-за невыплаты зарплат и массовых увольнений. После этого руководство компании частично погасило задолженность, но предупредило о неизбежных задержках в будущем. Причиной названы карантинные меры, из-за которых прибыль автопарка сильно снизилась. Помимо ста с лишним человек, уволенных в апреле, 80 работников недавно были отправлены в отпуск без содержания. Некоторым сотрудникам предложены такие варианты, как работа сутки через девять (!) или переквалификация в мойщиков автобусов. Владельцы компании, больше половины акций которой принадлежит частникам, допускают её банкротство и просят дотации у государства.
Эти события являются отражением непростой социально-экономической ситуации в Казахстане. В апреле из-за карантинных мер без работы остались 4,2 миллиона человек. И хотя в мае и июне произошло снижение уровня безработицы, правительство прогнозирует, что по итогам года этот показатель составит 6,1 процента, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 1,3 процентных пункта. Зарубежные институты считают официальные цифры заниженными. К примеру, МВФ ожидает увеличение уровня безработицы в республике до 7,8 процента.
То же самое касается уровня бедности. Согласно официальным данным, в первом квартале года (более свежие данные пока не обнародованы) она не только не увеличилась, а снизилась с 4,1 до 4 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Вместе с тем в 7 из 18 регионов доля бедных увеличилась. Например, в Мангистауской области — с 4,7 до 5,8 процента, а в столице — с 0,5 до 1,1 процента. Нет сомнений, что по итогам второго квартала цифры будут куда тревожнее. Как обычно, кризис сильнее всего бьёт по самым уязвимым слоям населения, а падение прибылей работодатели компенсируют за счёт трудящихся.
Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек.
Комментарии