За поправки проголосовали, теперь заботу о нищих и бесправных можно отложить на 10 лет
На модерации
Отложенный
Выигранная у народа «битва за Конституцию» позволяет богатым творить с бедными все, что заблагорассудится
Не прошло и месяца с того момента, как российская власть объявила о «триумфальной победе» в народном плебисците за право внесения поправок в Конституцию страны. С тех пор законодательные инициативы, направленные, вне всякого сомнения, на укрепление роли государства на международной политико-экономической арене, сохранение ее природных богатств и повышение благосостояния населения, сыплются, как из рога изобилия.
Так, например, 15 июля Госдума РФ приняла в третьем чтении взбудораживший экологов законопроект, разрешающий сплошную вырубку лесов вокруг Байкала, со всех сторон окруженного особо охраняемыми природными территориями. Но это были еще, как говорится, цветочки.
21 июля Владимир Путин подписал указ о национальных целях развития страны, в котором, помимо прочего, прописано сокращение бедности в России в 2 раза к 2030 году. То есть, по факту борьба с бедностью просто была отодвинута им еще на 6 лет, ведь ранее этой цели, закрепленной в президентском же «майском указе» от 2018 года, предполагалось достичь к 2024 году.
А 22 июля небезызвестный Михаил Леонтьев взял и предложил лишить российскую молодежь избирательных прав. Об этом он завил в эфире радиостанции «Вести FM», уточнив, что молодежи вообще не нужны избирательные права, поскольку «молодежь — это состояние болезненное, которое проходит с возрастом».
«Мы столкнемся с необходимостью лишить молодежь избирательных прав, наверное, в ближайшее время. Потому что иначе мы потеряем страну. Это правда. Потому что данные люди ничего не знают, это почти Украина, чудовищно», — цитирует его слова, в частности, электронная газета «Бизнес Online». Возможно, это предложение осталось бы незамеченным, не будь господин Леонтьев официальным пресс-секретарем корпорации «Роснефть», контрольный пакет акций которой принадлежит государственному АО «Роснефтегаз».
Интересная получается раскладка. Стоило власти продавить столь необходимые им поправки под соусом заботы о народе, как она уже практически в открытую стала намекать, что как минимум в ближайшие 10 лет десяткам миллионов россиян можно не надеяться на улучшение своего бедственного положения, а право голоса на выборах оставит только людям среднего возраста с постоянно снижающимися доходами и нищим пенсионерам?
— Выходит, теперь богатым в этой стране можно творить над бедными все, что угодно?, — задала вопрос «СП» экспертам в области политологии и экономики.
— Что касается непосредственно высказывания господина Леонтьева, то серьезно комментировать его я не представляю возможным, в памяти почему-то сразу всплывает сказка Астрид Линдгрен и вопрос, который задавал Карлсон домоправительнице фрекен Бок про коньяк по утрам, — заявил изданию политолог Константин Калачев. — На самом деле тут впору задавать серьезный вопрос руководству «Роснефти» — не бояться ли они репутационных потерь из-за высказываний своего пресс-секретаря. Ведь одно дело, когда подобные скандальные заявления делает, так сказать, «свободный художник» от политики, и совсем другое, если подобные слова звучат из уст официального представителя серьезной компании. Хотя, на самом деле эта ситуация наглядно говорит об особенностях нашего российского бизнеса.
«СП»: — Опираясь на то, что предложение лишить молодежь избирательных прав прозвучало как раз-таки из уст пресс-секретаря очень серьезной бизнес-структуры, можно ли предположить, что рано или поздно оно будет так или иначе претворено в жизнь? И не реформируют ли у нас каким-либо образом само право предоставления избирательных прав, коль скоро Госдума положительно оценивает новацию о многодневных выборах?
— Допускаю, что каким-то образом может поменяться сама процедура голосования, а ограничивать или лишать права голоса кого бы то ни было смысла нет. Потому что нынешняя система выборов устроена таким образом, что, грубо говоря, уже не важно, кто и как голосует, а важно, кто и как считает голоса. Наши власти уже так хорошо подстраховались на случай любых угроз со стороны любого электората, что им уже можно ни о чем не переживать.
«СП»: — Поясните?
— Во-первых, под нужным углом изменено само избирательное законодательство. Во-вторых, за исключением президента, ни один выборный орган власти не играют той роли, которую на самом деле должны играть.
Посмотрите хотя бы на процедуру избрания губернаторов, как-то даже смешно обсуждать, насколько она в самом деле конкурентна. То, что выборы у нас полностью выхолощены, не признают только те кандидаты, которые включены во властный резерв.
«СП»: — А существуют ли хоть какие-то шансы на то, что в обозримом будущем наша избирательная система вновь станет честной, справедливой и конкурентной?
— Да. Существующий сейчас на это запрос общества нельзя будет игнорировать с ростом гражданского самосознания. И здесь, думаю, будущее как раз за молодежью. Это старшие поколения боятся рисковать, превращая выборы в инструмент консервации, но не в механизм перемен, а у нынешней молодежи с чувством собственного достоинства и конформизмом все в полном порядке, и она готова к экспериментам. Правда, пока этот электорат составляет меньшинство, но со сменой поколений ситуация может исправиться. Вспомните хотя бы Южную Корею.
В этот оптимистичный прогноз эксперта искренне хочется верить, но до этих времен россиянам, в том числе и молодым, нужно еще как-то дожить. А это, учитывая, что свежий президентский указ о национальных целях России обещает им самое малое десятилетие нищенского существования, весьма проблематично.
— То, что двукратное снижение бедности в России отодвигается до 2030 года, объясняется совокупностью неблагоприятных факторов — и коронавирус, и нефтяные цены, и нестабильная обстановка, так что раньше указанного срока решить эту задачу властям вряд ли удастся — констатировал завлабораторией проблем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, доктор экономических наук Вячеслав Бобков. — Поэтому они и отодвигают ее еще на один политический сезон. На это можно смотреть, но, конечно, это очень плохо. Особенно если обратить внимание на то, что до сих пор не создано никакой национальной программы, позволяющей достичь этой стратегической цели.
«СП»: — Это что же получается — цель по снижению уровня бедности есть, а механизмов для выполнения не существует?
— Да. Причем когда задача по снижению уровня бедности и повышению доходов населения ставилась еще в 2018 году в «майском указе», она тогда тоже не обрела своего программного обеспечения. Программа, появись она, должна сначала пройти стадии общественного обсуждения, затем утверждаться соответствующим актом. Вместо этого только Татьяна Голикова как-то сказала, что это сложно и выполнить так сразу эту задачу не получится.
«СП»: — Почему же не создают механизмы?
— Потому что это совершенно иной уровень проработки и контроля, большую ответственность и требует выделения необходимых ресурсов. Плюс нужно будет устанавливать некие индикаторы, а тогда уже нельзя будет просто так взять, и пересмотреть какие-то вещи. Не получится, условно говоря, посчитать какое-то имущество вроде земельного дачного участка в денежном эквиваленте, в 3−4 раза махом снизив показатель бедности. Так что программы до сих пор нет. Можно предположить, что сейчас власти на это все же пойдут, но пока никаких подтверждений этому предположению нет.
Пока появляются только национальные задачи вроде устойчивого роста реальных доходов и пенсий не ниже уровня инфляции. Выходит, если ваши доходы хоть на 1% превышают уровень инфляции, это будет формально считаться устойчивым ростом. Но что такое +1% к уровню инфляции? Если это связано только с инфляцией, то будет больше напоминает стагнацию, чем рост.
Кроме того, обратил внимание Вячеслав Бобков, специалистов по социальной политике настораживает еще и тот факт, что в числе национальных целей ни в «майском указе» от 2018 года, ни в свежем президентском документе не фигурирует снижение социального неравенства. А ведь этот показатель в России — один из самых высоких среди прочих мировых держав. Однако 9−50 эта задача, с сожалением констатировал эксперт, российскими властями почему-то упорно игнорируется из года в год.
Но это-то как раз и понятно — едва ли кто-то ошибется, если предположит, что существующее положение вещей полностью устраивает нашу власть, и менять она ничего не хочет, ведь в противном случае начинать решать эту проблему ей придется с себя. А раз так, то любые заявления о задачах вроде сокращения уровня бедности и повышения реальных доходов россиян к такому-то году стоит воспринимать так, как будто правящие круги в очередной раз попросили народ «отнестись с пониманием» к тому, что обеспечить людям достойную жизнь они не в силах ни через 5, ни через 10 лет.
Андрей Захарченко
Комментарии