Что же будет дальше?

На модерации Отложенный

Что будет дальше во иногом зависит от того что было раньше.   Но плановая экономика СССР с её Госпланом и Госснабом была отключена кувалдой шоковой терапии, это было похоже на отключению аппарата искусственного кровообращения у больного. Ведь тогда существовала искусственно организованная циркуляция природных и трудовых ресурсов, фондов и дензнаков, распределения произведенной продукции по назначенным ценам. И вдруг всё остановилось. Это не реформы Эрхарда в оккупированной Германии с законом о люстрации и планом Маршалла. Это не госрегулирование экономических процессов Рузвельтом для преодоления кризиса 20-х годов в США, осуществляемое при поддержке всех слоёв общества. Я уж не говорю о современной Венгрии, Китае, с его спецификой. Говорят, у России свой особый путь. Не прокладывают ли его наши манихейцы?

Свой собственный путь России уготовлен всенепременно, у России не может быть иного пути, кроме своего, со своими неповторимыми особенностями. Как, впрочем, и у Китая, и у США, Японии, Бразилии, Германии... Надо только четко и осмысленно эти особенности  исследовать, понимать, анализировать их плюсы и минусы, неповторимость культурных традиций, национального характера, географических и климатических условий, исторической наследственности, геополитических интересов, несинхронность развития регионов внутри страны... Учитывая при этом, что никуда никому с нашей маленькой планеты не деться, что существуют общесистемные закономерности эволюции, глобализация экономики, финансовых, информационных потоков, экологических и демографических тенденций.

Лишь бы нам от евразийства не перенять черты изоляционизма и ксенофобии, а от западничества — слепого левачества и капитуляцией перед наплывом беженцев.

Если антизападничество как обреченная на поражение борьба с наиболее развитыми странами мира пошумит и отойдет в прошлое, то Россия сохранится в системе мировой цивилизации. Вопрос лишь в том, какое место она там займет.

Но чем сильнее будут призывы к возврату в раннесредневековую патристику в синтезе с иррационализмом и замкнутостью, чем больше будет искусственно создаваемых противостояний различных общественных групп, — тем хуже. Деструктивные противоречия создают для генерации управляемого хаоса те силы, которые хотят чтобы Россия заняла наименее влиятельное место в глобальной системе цивилизации. А социально - ориентированная рыночная экономика возможна лишь в определенной стабильной социальной среде, там, где существует гражданское общество, правовое государство. соблюдается принцип разделения законодательной, судебной и исполнительной власти при свободе СМИ и разумной избирательной системе.

Такое общество нельзя построить, но его можно вырастить. Для этого надо преодолеть традиционный для России раскол, манихейство, о котором я писал вчера, 22 июля в статье про обоюдофобию.

Порядок в стране начинается с порядка в головах, а не с унификации голов. Наша деятельность такова, каковы наши понятия. Наши социальные отношения таковы, какими им позволяют быть наши культурные основания.