ГОРЯЧО

На модерации Отложенный

На первых полосах федеральных и региональных СМИ информация о масштабах лесных пожаров вытеснила сведения о числе заражённых и умерших от «ковида». Как сообщает официальный портал ФБУ «Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» (входит в состав Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), «пожароопасный сезон открыт в 83 субъектах Российской Федерации».

СИТУАЦИЯ с лесными пожарами в Сибири и на Дальнем Востоке развивается стремительно. Пожаров во много раз больше, чем бывало в начале июля в прошлые годы. Количество термоточек — температурных аномалий земной поверхности, фиксируемых специальными спутниками, — в четыре с лишним раза больше, чем в среднем приходится на это время, и уже больше средних пиковых значений за последние 19 лет. По состоянию на 17 июля, общая площадь всех действующих пожаров, по данным системы космического мониторинга ИСДМ-Рослесхоз, составляла 1,61 млн га.

Больше всего пожаров в пяти регионах: в Якутии, на Чукотке, в Магаданской области, на севере Камчатского края и в Красноярском крае. Общая площадь, пройденная лесными пожарами с начала года, составила более 8 млн га (за всё лето прошлого года в Сибири огонь охватил 14,8 млн га). Причём 90% активных пожаров происходит в так называемых зонах контроля, где местные власти вправе не тушить огонь. (Для сравнения приводим площади некоторых стран мира: Австрия — 8,38 млн га, Сербия — 8,38 млн га, Болгария — 11 млн га, Греция — 13,1 млн га, Таджикистан — 14,3 млн га.)

При этом в Сибири и на Дальнем Востоке 2020 год уже побил все рекорды климатических аномалий, в заполярных районах жара доходит до 38 градусов, во многих регионах осадков становится всё меньше, растительность высыхает и может вспыхнуть от одной спички.

Из пожарной катастрофы 2019 года власти не извлекли никаких уроков, и настоящее бедствие в лесах Сибири и Дальнего Востока с большой вероятностью снова повторится. Ещё большие, чем теперь, лесные массивы будут охвачены огнём, а в города и посёлки в сотнях и тысячах километров от пожаров вновь придёт едкий дым. Учитывая распространение коронавируса, это особенно опасно для людей: нагрузка на больницы по-прежнему остаётся высокой, и врачи продолжают бороться за жизнь пациентов с респираторными заболеваниями.

СПИСОК РЕГИОНОВ, где уже официально признано наличие пожароопасной ситуации, весьма впечатляет. Режим ЧС введён в 10 субъектах Российской Федерации: на всей территории Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Ханты-Мансийском АО, в Усть-Кутском районе Иркутской области, в Ивдельском районе Свердловской области, в Баргузинском районе Республики Бурятия, в Сковородинском и Зейском районах Амурской области, в Могочинском районе Забайкальского края, в Ташлинском районе Оренбургской области, в Бурзянском районе Республики Башкортостан.

Также введён особый противопожарный режим в 54 субъектах Российской Федерации: на всей территории Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Ленинградской, Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской, Самарской, Ульяновской, Курганской, Свердловской, Омской областей, Ставропольского, Пермского, Красноярского краёв, Республик Карелия, Калмыкия, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Башкортостан, Мордовия, Удмуртия, Чувашия, Алтай, Крым, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого АО, в 3 муниципальных районах Калужской области, в 35 муниципальных районах Краснодарского края, в 1 муниципальном районе Республики Адыгея, в 1 муниципальном районе Республики Северная Осетия—Алания, в 1 муниципальном районе Чеченской Республики, в 48 муниципальных районах Нижегородской области, в 8 муниципальных районах Пензенской области, в 22 муниципальных районах Тюменской области, в 7 муниципальных районах Челябинской области, в 9 муниципальных районах Иркутской области, в 17 муниципальных районах Республики Бурятия, в 4 муниципальных районах Томской области, в 1 муниципальном районе Амурской области, в 3 муниципальных районах Камчатского края, в 6 муниципальных районах Магаданской области, в 17 муниципальных районах Республики Саха (Якутия), в 14 муниципальных районах Хабаровского края, в 2 муниципальных районах Чукотского АО, в 1 муниципальном районе города Севастополь.

Особенно драматичная информация поступает из Якутии, где, по мнению экспертов Гринпис (Россия), ныне действуют 84% всех пожаров в России. Столица Якутии и некоторые улусы (районы) республики уже несколько дней окутаны едким смогом, вызванным крупными пожарами, которые горят в лесах региона. Дым от лесных пожаров доходит до соседней Магаданской области.

Задымление тяжело переносится людьми с лёгочными заболеваниями, особенно людьми, заражёнными COVID-19. По данным главы Якутии Айсена Николаева, на 16 июля в республике официально зарегистрировано 5034 случая коронавирусной инфекции, на лечении сейчас находятся 1158 пациентов, 60% — на амбулаторном, 40% — на стационарном лечении.

Как отмечает руководитель противопожарного отдела российского отделения Гринпис Григорий Куксин, местные власти занижают данные о реальном масштабе пожаров. «Вообще, Якутия была более или менее честной по статистике, но в этом году власти стали довольно сильно манипулировать данными. Действующие большие пожары образовались из нескольких маленьких, и якутские власти считают их как несколько отдельных пожаров, несмотря на то, что они уже объединились в один огромный. Это позволяет немного улучшить отчёты.

Но зачем нужна эта красивая статистика, если в городе дым?» — говорит эксперт.

Большинство пожаров, которые вызывают задымление территорий, горят в так называемых зонах контроля, и, когда они только возникли, местные власти приняли решение их не тушить. Теперь площадь только четырёх пожаров в Верхоянском улусе, по данным космоснимков, превышает площадь всех пожаров в России, которые попадают в официальные отчёты.

Сейчас пожары разрослись настолько, что потушить их не представляется возможным. У региона нет достаточных финансовых средств и квалифицированных специалистов, чтобы справиться с гигантскими пожарами. Как отмечал Гринпис, средств для охраны лесов и тушения пожаров было выделено недостаточно уже на этапе принятия государственного бюджета. Кроме того, как заявил министр экологии, природопользования и лесного хозяйства Якутии Сахамин Афанасьев, Рослесхоз имеет долг перед Якутией в 150 млн рублей: «Прошла половина пожароопасного сезона, мы тушим лесные пожары в долг, средства до сих пор не получили».

«Из-за дефицита людей, самолётов и подготовленных специалистов мы вынуждены отказываться от тушения, а потом сидеть в дыму, — говорит Григорий Куксин. — Пожары на таких площадях, как в Якутии, практически невозможно потушить никакой переброской сил. Конечно, сейчас будут наращивать группировку, делать какие-то заявления, но пожары уже упущены и их не потушить без серьёзных осадков. Мы опять загнали себя в безвыходную ситуацию».

Всё это ещё раз свидетельствует о том, что проблему надо решать системно, сокращать так называемые зоны контроля и увеличивать территорию охраняемых лесов. Однако такое сокращение не имеет смысла, если не увеличивать финансирование на охрану лесов и тушение пожаров. «Ситуация повторяется уже не первый год, — говорит эксперт. — Чтобы избежать этого в будущем, нужны долгосрочные системные меры. Лучше вложиться в охрану лесов, чем каждый год искать какие-то резервы и всё равно выделять деньги, но на той стадии, когда уже ничего нельзя сделать».

НЕ МЕНЕЕ угрожающе развивается ситуация в Красноярском крае, где наблюдается задымление в столице региона и других крупных городах. Неделей ранее руководство Красноярского края запросило помощь федеральных сил для тушения лесных пожаров. По признанию местных властей, собственных сил и финансовых ресурсов для борьбы с огнём у региона не хватает.

По информации в региональной прессе, краевое министерство лесного хозяйства обратилось в оперативный штаб Рослесхоза с просьбой направить в регион дополнительные силы парашютистов-десантников для ликвидации крупных лесных пожаров, которые сейчас действуют в нескольких районах, в частности в Приангарье и Эвенкии.

Кроме того, администрация края просит увеличить финансирование тушения пожаров. На совещании в краевом лесопожарном центре губернатор Александр Усс заявил, что «край тратит на это около 1,5 миллиарда рублей ежегодно, а получает компенсацию на реализацию полномочий в этой сфере в три раза меньше — около 500 миллионов».

Продолжают разгораться пожары в Бурятии, в Иркутской области. Здесь наблюдается опасное развитие, риск только нарастает. Тем не менее, например, в Иркутской области, в которой также работают дополнительные силы пожарных, врио губернатора Игорь Кобзев предложил подготовиться к снятию режима ЧС в некоторых районах, где прогнозируются дожди и ослабление пожаров.

«Мы хотим предостеречь органы власти регионов, особенно Красноярского края, от повторения типичной ошибки, которую допускают региональные власти в таких случаях, — говорит Григорий Куксин. — Там выпадают осадки, и кажется, что опасность миновала, что острота проблемы снята. Чиновники разного уровня стремятся продемонстрировать эффективность своей работы и показать, что перелом в ситуации произошёл. Сейчас самый большой риск — это поддаться соблазну отчитаться о победе и преждевременно отказаться от дополнительной помощи. Очень часто в таких случаях ситуация опять выходит из-под контроля. Снова взять её под контроль часто уже не получается».

«Нужно пользоваться моментом, продолжать наращивать силы, до тех пор, пока, по крайней мере наиболее крупные и проблемные пожары, которые могут давать задымление населённых пунктов, не будут окончательно локализованными и их можно будет удерживать местными силами и подавлять новые пожары. До конца сезона ещё очень далеко. До сентября, до устойчивых осенних дождей ситуация будет сохраняться тревожная», — продолжает Григорий Куксин.

Активисты и эксперты Гринпис опубликовали обращение к правительству России с призывом начать решительно действовать для предотвращения повторения пожароопасных ситуаций в будущем. Основные меры, которые надо принять правительству, должны быть такими: решения по зонам контроля, где региональные власти могут не тушить действующие пожары из-за экономической нецелесообразности, должны уже сейчас приниматься с участием федеральных органов власти; финансирование лесного хозяйства в регионах из федерального бюджета надо увеличить минимум в три раза.

«Только так мы сможем предупреждать и тушить пожары вовремя, пока они ещё не разгорелись до пожарных катастроф. Экономия на охране лесов приводит к огромным пожарам и задымлению в городах и обходится нам и планете гораздо дороже», — говорится в обращении. И с этим трудно не согласиться.

Александр ВОРОНЦОВ.