Донбасс: война продолжается
На модерации
Отложенный
Тиражируемые в СМИ слухи о возможном «присоединении» Донбасса к России в Кремле опровергают. Примерно так же в декабре 2013 года Путин твердо заявлял, что Россия не собирается вводить войска в украинский Крым. Тем временем, воодушевившись процедурой внесения поправок в Конституцию, национал-сталинисты уже призывают к проведению референдума о вхождении Донецкой и Луганской областей Украины в состав Российской Федерации. И это неудивительно. Ведь июльский плебисцит обнулил не только президентские сроки, но и действие международного права на территории России. Перефразируя Достоевского, если права нет, то все позволено.
В центре Европы седьмой год идет война. Гибнут люди. Более полутора миллионов человек стали беженцами. Любые спекуляции по поводу территориальных вопросов на фоне продолжающейся войны на востоке Украины могут привести к эскалации военных действий и к новым жертвам. Сегодня говорить нужно только о том, как остановить войну. Чтобы реально, а не на словах добиваться прекращения кровопролития на Донбассе, необходимо реализовать план урегулирования, который был опубликован еще в начале 2018 года. И еще очень важно понимать и помнить причины и следствия войны.
Шесть лет назад, 17 июля 2014 года, на Донбассе было убито 298 человек. Все эти люди — граждане Нидерландов, Малайзии, Австралии, Индонезии, Великобритании и других стран — были пассажирами «Боинга», сбитого в небе над Донецкой областью. После проведенного расследования Нидерланды (среди погибших — 192 подданных этой страны) возложили ответственность за уничтожение гражданского лайнера на Россию, поскольку, по мнению голландских следователей, поразившая самолет ракета была переправлена на территорию Украины с российской военной базы.
Однако еще шесть лет назад даже без этого расследования было очевидно, кто несет ответственность за трагедию на востоке Украины (см. «Сон разума рождает чудовищ», июль 2014). Это в первую очередь те, кто с целью сохранения политического контроля над Киевом развязал криминальную войну (на Донбассе уже погибло более 13 тысяч человек), кто спонсирует и вооружает боевиков. И не имеет особого значения, кто нажал на кнопку, — пассажирский самолет сбили случайно. Важно, кто устроил войну, ставшую причиной гибели пассажиров малайзийского боинга. А войну эту развязала Россия.
Ответственность несут еще и европейские политики, которые знали о том, что происходит на Донбассе (СМИ сообщали, например, что немецкая разведка знала и докладывала о прибывших из России в район боевых действий ЗРК «Бук» и их смертельной опасности для гражданских самолетов). Но западные политики молчали, так как не понимали, что делать с российской агрессией против Украины, как реагировать на войну в Европе с участием ядерной державы. В результате европейским авиационным властям ничего не сообщили о критической опасности в регионе и необходимости немедленно прекратить полеты в этом воздушном пространстве.
Война — вот основная причина гибели пассажиров рейса MH17 Амстердам—Куала-Лумпур.
В том, что все происходящее на востоке Украины, так же как присоединение Крыма к России, есть следствие, а не причина кризиса в российско-украинских отношениях, уверен и сам Путин. Главная причина, по мнению российского президента, в «государственном перевороте» в Киеве в 2014 году. Однако тогда все началось с запрета Кремля подконтрольному Януковичу подписывать соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Именно это вывело людей на Майдан и спровоцировало дальнейшие события на Украине, под прикрытием которых в Москве решили «оттяпать» Крым.
Путин же упорно называет это «государственным переворотом» (он повторяет это уже седьмой год подряд). Министр Лавров — «великий» дипломат, при котором с Россией поссорилась большая часть цивилизованного мира, а также «большой» специалист в области международного права — тоже очень любит возмущаться госпереворотами. Согласно Лаврову, страны, в которых переход власти осуществлен не конституционным путем, а посредством государственного переворота, перестают быть нормальными членами международного сообщества. Но именно так, посредством госпереворота, был осуществлен переход власти в России в октябре 1917 года, а затем что-то похожее произошло в 1991 году в Беловежской пуще и в 1993-м в Москве! А как назвать события первого полугодия 2020 года, перечеркнувшие постсоветскую Россию и возведшие беспредел несменяемости высшей власти в ранг Основного закона? Забавно, что «государственные перевороты» так возмущают прямых наследников госпереворотов в России.
Не отстает и Дума. Там мыслят глобально — грозят экстрадицией и судом в России иностранцам, которые посмеют теперь рассуждать о статусе Крыма.
Всем этим возмущенным и обиженным хочется еще и «новой Ялты» — поделить мир на сферы влияния вместе с «большими дядями»: США, Великобританией, Францией и Китаем.
У такой политики есть свое название: национал-шовинизм с концепцией «ограниченного суверенитета». Эту доктрину Россия уже много лет пытается применить в отношении своих ближайших соседей, создавая у своих границ «пояс нестабильности».
На этом фоне очевидно, что без политической воли Москвы к нормализации отношений с Украиной и мирному разрешению конфликта никакие переговоры ни в «нормандском формате», ни в каком другом не принесут ощутимых результатов. А воли к миру в России нет. Есть совершенно обратное.
Смена политики России — единственный реалистичный путь к миру, в котором не будут сбивать гражданские самолеты, не будут гибнуть люди.
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ Политик, экономист
Комментарии