Духоборы и село Славянка в Азербайджане
На модерации
Отложенный
Автор Асим Масимов
Наименование духоборцам впервые было дано со стороны православного архиепископа Никифора в 1785 году.
Духовный центр религиозной общины был основан только в 1791 году в посёлке Никольское в Екатеринославской губернии, когда документ о новом религиозном учении был передан губернатору Каховскому. На этом этапе следует отметить, что последователи общины преследовались с самого начала во время правления Екатерины Великой и Павла I и даже были сосланы в Сибирь.
В 1793 году, когда Харьковский суд провёл допрос против духоборцев, были обнаружены антицерковные и антиправительственные высказывания. В этих процедурах допрашиваемые не признают крест, церковь и центральное правительство. С точки зрения духоборцев церковь - это всего лишь материальное сооружение, созданное не Богом. Крест и иконы не имеют святости.
Согласно учению духоборцев, разум человека существует вечно и может перемещаться из одного тела в другое. С точки зрения представителей этой общины, Иисус Христос также был обычным человеком, поэтому он считается лишь исторической личностью, а не спасителем или пророком. Только из-за правильной борьбы в нем появился священный дух. С тех пор как Иисус умер, его дух выбрал духоборцев и поэтому переместился в тела руководителей их общины.
Особенностью религиозного учения духоборцев является непризнание Библии как священной книги. У них есть своя собственная священная книга «Живая книга духоборцев», или «Животная книга», которая была опубликована В.Д. Бонч-Бруевичем. Особенность этой книги состоит в том, что она содержит сборник псалмов и молитв (некоторые выдержки из псалмов Давида) этой общины.
Другая особенность этой секты заключается в том, что лидеры общины объявили себя Христом и назначили двенадцать апостолов, а также двенадцать смертельных ангелов среди своих преданных учеников. Первые предназначались для распространения религии, а вторые преследовали тех, кто принял учение, но позже отрекся и решил удалиться от общины.
Переселение духобор в Закавказье
Указ Николая I о ссылке духобор из Мелитопольского уезда в Закавказье был издан в 1839 году.
Ссылка и последующее перемещение духобор в Закавказье было разделено на три этапа. На первом этапе, который начинается в 1841 году, местом поселения был выбран Ахалкалакский уезд в Грузино-Имеретинской губернии на территории нынешней Грузии. Ежегодно планировалось переселение до четырёх тысяч человек или 80 семей. Первая группа духобор из 773 человек достигла Тбилиси только 1 сентября 1841 года. Весь процесс переселения длился до 1845 года.
На территории только сегодняшнего Кедабекского района Азербайджанской Республики были созданы следующие духоборческие поселения:
Ново-Гореловка, Ново-Спаское, Ново-Троицкое и Славянка. Среди этих поселений самым крупным считалась Славянка. Согласно статистике, в 1899 г. духоборческое население Славянки составляло 1000 человек.
Хотя не стоит забывать тот факт, что население духобор в Закавказье, в частности в Славянке до 1899 г. было намного больше. В 1895 году в Закавказье прошла волна протестов против воинской повинности со стороны духобор. Духоборы в качестве протеста собрали оружие и сожгли, а другие члены общины, которые проходили военную службу, отказались повиноваться военным начальникам.
Все это в конечном итоге привело к добровольной эмиграции около 8500 духобор духобор Кавказа в Канаду.
Славянский хутор — Духоборы сожжение оружия в июне 1895
Село Славянка
Поселение было основано в 1844 году выходцами из Украины, духоборами, которые по приказу царя были выселены на указанную территорию. Считается, что свое название поселок получил от города Славянск, который на тот момент был одним из центров культуры упомянутых духоборов.
В связи с тем, что поселение находилось на периферии, его жители стали со временем весьма ортодоксальны. Но это не мешало им употреблять алкоголь и табак. Такие сведения оставил в своих записях Василий Верещагин, который в 1863 году посетил деревню.
Памятник в честь переселения духобор в Закавказье, село Славянка
Саенковы
В Славянке я встретил три духоборские семьи. Во время беседы с ними было очень много стереотипных мнений, таких как «нас переселила Екатерина» (хотя на самом деле Екатерина указ о выселение духобор на Кавказ не издавала). На вопрос, почему их предков выселили на Кавказ, у всех было единое мнение «Укреплять границы», то есть, в отличие от молокан они не ставили религиозный вопрос во главу угла. На самом деле, в соответствии с историческими документами, указ о переселении духоборцев в Закавказский край (или Кавказское наместничество, как называли эти земли в ту пору) был издан императором Николаем I в 1839 году. Однако в Грузию и Азербайджан аналогичное переселение духоборцев началось в 1841 году, во время правления того же Николая I. И одной из причин переселения была как раз религиозная подоплека (расхождение с поддерживаемой государством религией).
.
Минеральная вода «Славянка»
Упомянутое выше поселение имеет еще одну особенность. Неподалеку от него находится источник питьевой минеральной воды под названием «Новлу». Состав смеси уникален по наличию в ней различных минералов и солей, благодаря чему вода нашла широкую популярность на территории Азербайджана и за его границами.
Дом в с. Славянка, Фото: Асиф Масимов
Вид на село Славянка, Фото: Асиф Масимов
Комментарии