За призывы вернуть Крым будут сажать, а за территории, что отдали, ответить некому
На модерации
Отложенный
Территориальную целостность России подкрепили уголовной ответственностью
В Госдуму вносится пакет законопроектов о защите территориальной целостности России. Об этом 8 июля сообщил глава думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.
За нарушение территориальной целостности предполагается наказывать лишением свободы до 10 лет. Призыв к отчуждению территорий законопроект предлагает считать экстремистской деятельностью и наказывать штрафами до 300 тыс. рублей.
Также предлагается дополнить Уголовный кодекс ст. 280.2 «Нарушение территориальной целостности Российской Федерации». Предлагаемое наказание — лишение свободы на срок от 6 до 10 лет.
Крашенинников напомнил, что ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России, уже предусмотрена ст. 280.1 УК РФ. Проектом предлагается ввести административную преюдицию по этой статье: уголовная ответственность будет предусмотрена только за повторное нарушение в течение года после первого.
В таком случае наказанием может быть штраф от 200 тыс. до 400 тыс. руб. или лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
За первое же такое нарушение предусматривается административная ответственность со штрафом для граждан от 30 тыс. до 60 тыс. рублей, для должностных лиц — от 60 тыс. до 100 тыс. рублей, для юридических лиц — от 200 тыс. до 300 тыс. рублей.
Более высокие штрафы будут назначаться, если призыв совершен с помощью СМИ или интернета.
Как позже уточнил сенатор Андрей Клишас, закон о недопустимости нарушения территориальной целостности может быть принят парламентом до конца июля. По его словам, под действие законопроекта будут подпадать партии, которые захотят включить в программу положение о возвращении Крыма.
По словам Крашенинникова, цель законопроектов — «железобетонное» обеспечение одной из статей обновленной Конституции, принятой 1 июля. В ней говорится, что «действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются».
«Законопроект об изменениях в УК и УПК направлен в правительство и Верховный суд для получения отзывов. Проект об изменениях в КоАП также направлен в правительство. После получения отзывов проекты смогут быть внесены в Государственную думу», — сказал Крашенинников.
Что стоит за новыми законопроектами, станут ли они для Кремля еще одним инструментом для разборок с оппозицией?
— Защищать территориальную целостность страны — это правильно, и против кого направлен пакет законопроектов, вполне очевидно, — отмечает член ЦК КПРФ, главный политический советник председателя ЦК КПРФ, доктор исторических наук Вячеслав Тетекин. — Это те прозападные силы, которые по-прежнему недовольны тем, что Крым вернулся в состав России. Неолибералы занимают откровенно антигосударственную позицию, утверждая, что Крым якобы «оккупирован» — то есть, разделяют точку зрения бандеровской хунты в Киеве. Конечно, такая позиция требует осуждения.
Но тревогу вызывает другое обстоятельство. Под благовидным предлогом защиты территориальной целостности и интересов государства, постоянно идет закручивание гаек. Всякий раз нам объясняют: нельзя ругать президента и премьера, потому что это угрожает политической стабильности. Нельзя критиковать вхождение Крыма в состав РФ, потому что это призыв к нарушению территориальной целостности. В результате, безостановочно сыплются законы, которые ограничивают свободу слова в России.
Я приветствую возвращение Крыма, и в какой-то мере участвовал в этом: был в составе первой парламентской делегации, которая посетила Крым после известных событий в Киеве.
Но затыкать рот каждой сошке специальным законом я считаю нецелесообразным.
«СП»: — То есть, закон о защите территориальной целостности не нужен?
— Я не утверждаю, что такой закон не нужен. Но общий контекст закручивания гаек имеет, на мой взгляд, опасный характер.
Если уж говорить о нарушении территориальной целостности, власть должна первым делом посмотреть на себя, и скорректировать подходы собственных лидеров. Речь идет о значительном участке территориальных вод в Баренцевом море, который господин Медведев, не моргнув глазом — несмотря на сильнейшее сопротивление рыбаков-северян — отдал Норвегии. (В 2010 году Дмитрий Медведев подписал договор о разграничении континентального шельфа размером 175 тыс. кв. км в Баренцевом море с Норвегией в пользу последней. В 2013-м нефтяной директорат Норвегии заявил, что на территории бывшей «серой зоны» шельфа может находиться около 2 млрд. баррелей нефтяного эквивалента, — «СП»).
Получается, на одной чаше мы имеем декларации Запада — я с ними категорически не согласен, но это всего лишь вопли. А на другой чаше — конкретные действия бывшего главы государства, которые отдал значительную часть шельфа, богатого природными ископаемыми, в распоряжение иностранного государства.
«Единая Россия», я считаю, сперва должна выступить с осуждением действий своего лидера. И только потом ее законопроекты о защите территориальной целостности будут иметь право на существование.
— Пакет законопроектов направлен на то, чтобы подавить и стерилизовать любую критику внешней политики Кремля, прежде всего, по отношению к Крыму, — считает директор «Левада-центра» * Лев Гудков. — Любое критическое отношение будет рассматриваться как уголовное преступление. Это важный инструмент для подавления, уже чисто уголовного, не только оппозиции — любого выражения недовольства имперской политикой.
Я считаю, это часть резкого ужесточения режима, и превращения его в устрашающе-репрессивный.
«СП»: — Как общество отреагирует на внесение изменений в УК?
— Это вызовет недовольство среди определенной части общества — конечно, не большинства. Новый пакет приведет к пониманию, что компромиссы, дискуссии и взаимодействие с режимом Путина становятся невозможным.
Для этой части российского общества — около трети граждан — режим становится нелегитимным. И ситуация для них становится похожа на позднесоветскую — когда любое несогласие воспринималось не просто как инакомыслие, а как антисоветская деятельность, подрывающая основы конституционного строя.
На мой взгляд, это уже не просто авторитарный режим — это режим с элементами тоталитаризма: с претензиями на тотальный контроль и подавление любого несогласия. Грубо говоря, власть будет давиться все, что шевелится и пытается думать самостоятельно — независимо от Кремля.
«СП»: — К чему это приведет?
— Вообще говоря, это будет указывать на приближающийся конец режима. Сколько он будет продолжаться — сказать трудно. Но когда режим прибегает к репрессиям, это означает одно: он больше не способен решать проблемы, он склерозируется и загоняет проблемы внутрь — прекращает развиваться. Именно это мы видели в последние годы СССР.
Но надо понимать: для двух третей населения России — это проблемы не первоочередной важности. Они могут ругать власть на кухне, но это вполне безобидное занятие, и режим готов с этим мириться.
То, чего режим не выносит — публичную критику, любые формы демократического и гражданского участия в общественной жизни и политике. Вот это будет пресекаться, и очень жестким образом.
<hr/>
* АНО «Левада-Центр» внесена Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Андрей Полунин
Комментарии