Эко-протест на Урале: Общественники сражаются с крупным бизнесом за чистую воду и воздух
На модерации
Отложенный
Жители Челябинска требуют от Русской медной компании объяснений и экологической безопасности
Жители Челябинской области обратились к изданию «Свободная Пресса» с просьбой донести до общественности России их чаяния. Они боятся за собственное здоровье и здоровье их детей, которое, по их мнению, может пострадать от недавно запущенного там Томинского горно-обогатительного комбината, принадлежащего «Русской медной компании».
Жители Челябинской области беспокоятся о возможном загрязнении местного водохранилища через грунтовые воды. И не желают образования еще одной огромной дыры, как это было с угольным Коркинским разрезом, оставшимся зиять после ухода добывающей компании. Это один из крупнейших, его длина более пяти километров, а глубина — 500 метров. В него уже сползают близлежащие поселки.
В этой истории противостоянии общества и бизнеса не обошлось без суда. Челябинская региональная общественная экологическая организация «Экологический консалтинг» подавала иск к АО «Томинский ГОК» о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда окружающей среде в будущем. Общественники писали письмо к президенту. Но экологическая ситуация, по их мнению, за последние годы не улучшилась.
А экспертной комиссией судебной экспертизы, как официально заявляют экозащитники, осталось не исследовано множество вопросов.
В частности, эксперты общественников установили, что в отдельных документах, представленных на судебную экспертизу, упоминается гидрометаллургическое производство с площадкой кучного выщелачивания — это устаревший и опасный вид производства, против которого боролись жители области с самого начала и вроде бы победили компанию. Технологии была найдена замена.
Экспертами не дана оценка отсутствию в материалах Оценки воздействия на окружающую среду расчетов потенциала образования кислых дренажных стоков и выщелачивания металлов в рудах и породах. Это одна из основных претензий общественности сейчас.
Не дана оценка и отсутствует информация об отнесении Томинского месторождения ко второй группе сложности по геологическому строению. Эта информация содержится в «Отчете с технико-экономическим обоснованием постоянных разведочных кондиций по состоянию на 01.01.15». Общественники уверены, что с такой сложностью производство может привести к образованию множества токсичных отходов.
О взаимоотношениях челябинцев и «Русской медной компании» изданию «Свободная Пресса» рассказал житель Челябинска, член регионального отделения партии «За Правду» Дмитрий Довбня:
«История началась еще на рубеже веков, когда проводили изыскания и определили, что здесь есть медно-порфировые руды, но породы бедные, и для добычи руд надо строить горно-обогатительный комбинат.
Строительство шло в тишине, и только благодаря тому, что появился человек, который поднял эту историю, общественность узнала, что комбинат строится по старой технологии: медь будет извлекаться грязным методом — с использованием щелочей.
Сначала в РМК отнекивались и говорили, что все хорошо, что есть заключения экспертиз. Но экспертизу проходили объекты по отдельности: отдельно — хранилище, отдельно — перерабатывающая фабрика и так далее. А в комплексе оказывалось, что это очень грязное производство.
Поскольку шум поднялся, РМК начала искать варианты и нашла новую, более щадящую технологию. Независимые эксперты вновь выяснили, что технология хоть и получше, но тоже достаточно грязная. Чтобы договориться с общественностью, РМК предложила засыпать Коркинский угольный разрез. РКМ предлагала сбрасывать в него «хвосты» и тем самым постепенно засыпать.
При этом внятную, подтвержденную документами декларацию о том, что компания обязуется рекультивировать собственный разрез, создать фонд для рекультивации, чтобы не появилась еще одна такая дыра, как Коркинский разрез, РМК так и не предоставила общественности.
Разговоры об этом идут, но документа никто не видел.
Но самое страшное заключается в другом. Земельные работы на ГОКе проводятся посредством взрывов. Если взрывы поверхностные, то они поднимают пыль — а в восьми километрах от ГОКа находится единственный источник питьевой воды для города-миллионника и поселков-спутников.
Компания заявляет, что взрывы делаются внутренние. Но это еще опаснее. Потому что водохранилище питается не только поверхностными водами, но и грунтовыми. Эти взрывы могут изменить подземные каналы и соединить протоки таким образом, что грязная вода будет попадать в водохранилище. Тем более, что ГОК находится выше. На эту тему есть независимые исследования, но их РМК отвергает.
Конечно, Урал всегда был промышленным. Здесь вся таблица Менделеева, и понятно, что добывать будут бесконечно. Но есть же более щадящие технологии. И потом. Офис РМК находится в Екатеринбурге, а фирма-учредитель зарегистрирована на Кипре. Челябинск не получает ничего.
Нам говорят, что надо привлекать инвестиции. Но это не тот случай. Когда инвестор приходит, регистрирует здесь предприятие и здесь платит все налоги; когда он формирует здесь научно-исследовательскую базу, проводит изыскательские работы, думает, как можно из породы извлечь максимально много полезных веществ и не навредить; когда он думает, как переработать добытое, как рекультивировать место добычи, как потом использовать эту землю — это хозяйский подход. Здесь — другой. Регион не получает ни налогов, ни социальных отчислений, ни взносов на культивацию. Рабочих мест создается с гулькин нос, да и то, в основном, заняты на них люди приезжие. Когда у компании принцип взять, что надо, и уйти — это абсолютно неприемлемо, это области не нужно и не интересно.
Тем более, в Советское время на месте ГОКа был прекрасный совхоз, выращивали яблони, груши. Был отличный животноводческий комплекс. Совхоз был богатым. И были расчеты: если на этой территории заняться сельским хозяйством, это принесет области и людям даже больше выгоды.
Та же самая РМК строит еще один карьер — рядом с озером Горьким, в трех километрах от него. Это уникальное озеро, воды которого помогают при нейродермите и псориазе. Уникальная по составу вода и грязи. И таких примеров эксплуатации Челябинской области очень много".
Справедливости ради заметим, что руководство комбината о проблемах в отношениях с общественностью знает. И считает, что на компанию «заказали негатив».
Представитель РМК рассказал в СМИ, что столкновения с общественниками начались после того, как компания не согласилась с выставленным почти в ультимативном порядке предложением провести работы по рекультивации Коркинского карьера, которые на тот момент стоили больше основного проекта. И заверил, что водохранилище не пострадает, потому что подземные воды Томинского месторождения физически не имеют с ним связи. А опасность от взрывов экологами преувеличена:
«В соответствии с опытом работы на других карьерах, из-за взрывов каких-либо проблем за границей карьера далее 500 метров, не будет», — рассказал представитель компании.
Общественники продолжают борьбу за свой регион.
Челябинск — не единственная проблемная территория для «Русской медной компании». В Екатеринбурге общественники воспротивились строительству храма Святой Екатерины — РМК является одним из участников фонда Святой Екатерины и одним из благотворителей храма. А этой весной таможня не пускала в Свердловскую область маски, закупленные владельцем РМК, бизнесменом Игорем Алтушкиным.
Ольга Слабада
Комментарии