Россия может позволить себе не заметить события в Йемене, но Сирия – это почти как отказ от Кубы

Протесты против президента Сирии Башара Асада впервые, за всё время проходящих в стране антиправительственных демонстраций, перекинулись на
столицу государства Дамаск, сообщило 15 апреля агентство Рейтер.

Политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук прокомментировал корреспонденту  ИА REX обстановку в Сирии и вокруг нее.

ИА REX: Почему не реагируют США и Европа на события в Сирии?

Григорий Трофимчук: США и ЕС не реагируют на благоприятно складывающийся для них расклад в Сирии только потому, что заняты Ливией. Если бы в Сирии обстановка «созрела» раньше, у Каддафи был бы в запасе временной люфт. Интересно, что Сирия аналогично зажата между Ираком, Израилем и Турцией, как Ливия вдруг оказалась зажатой между Тунисом и Египтом, что в максимальной степени провоцирует удар.
Теоретически, Запад может переложить часть функций в этой проблеме на Анкару, которая подтянута к утилизации режима Каддафи, но для которой Сирия является намного более близкой темой во всех отношениях: соседняя территория, курдская тема и т.д. Израиль такую функцию на себя по определению взять не сможет.

В начале февраля в интервью ИА REX От арабских бунтов проиграют все, в первую очередь – Запад я сказал, что логика развития арабской волны будет схематично напоминать серию цветных революций на постсоветском пространстве. Таким образом, осталось ждать падения третьего режима – кто займёт это место: Ливия или Сирия?

ИА REX: Есть ли шансы у президента Сирии Башара Асада сохранить власть?

Григорий Трофимчук: Башар Асад, вынужденно, пошёл по наиболее опасному варианту реагирования на обстановку, на поводу у своих оппонентов: сдача кабинета министров, объявление амнистии всем восставшим, неожиданные льготы для нацменьшинств (курды и т.д.).

Это проявление слабости, которое может дорого обойтись. Естественно, восставшие теперь хотят получить последнюю, главную «голову», когда остальные уже сбиты.

 Станет ли голова Асада головой номер 6 (после Каддафи), сданной новой Россией? Россия может позволить себе не заметить события в Йемене, но Сирия – это почти как отказ от Кубы.

У Асада пока сохраняются шансы на благоприятный исход дела, но это во многом зависит от Москвы, которая встала перед очередным непростым выбором в тот момент, когда и в Ливии не высохла кровь. Москва это может сделать как тайно, так и явно, опережая ход событий, в том числе превентивно инициируя вопрос в ООН, фактически запуская его по своему сценарию.

 Вопрос только в том – решится ли она на такой вызов? Россия вряд ли на это пойдёт, так как сохранение её влияния в Сирии напрямую связано и с военно-силовой поддержкой. Сам Асад ещё недавно звонил в Москву и просил помощи. Однако Москва действует по неизменной схеме: главное – это обеспечение безопасности россиян во внутреннем конфликте.


 Показательно, что Запад, занятый на ливийском фронте, уже сжимает информационный пресс вокруг Дамаска, как это было перед атакой на Ливию. К примеру, в прессу падают странные «утечки» из документов сирийской полиции о том, что «нельзя убивать более 20-и оппозиционеров в день». Вся надежда Запада – на местных повстанцев, которые могут оказаться как слабее, так и сильнее своих ливийских коллег. Но это отдельный вопрос.