Ирак ставит границы иранскому вмешательству

На модерации Отложенный

 

Генерал Исмаил Каани, новый командующий силами «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР), преемник Касема Сулеймани, в начале июня получил сюрприз.

 

Его поставили перед фактом, что отныне он обязан обращаться официально в иракский МИД за разрешениями на посещение этой страны. Такого никогда не случилось бы при Сулеймани, который прилетал и улетал, как считал нужным, без разрешений или виз, и даже без приглашения.

Когда Мустафа аль-Каземи стал премьер-министром Ирака в мае 2020, он постановил, что каждому человеку, въезжающему в Ирак, включая высокопоставленных лиц, потребуется виза.

Это был не единственный сигнал того, что новое правительство Ирака будет противодействовать проникновению и влиянию Ирана, и собирается пересмотреть границы дозволенного.

 

Вскоре после назначения аль-Каземи он начал кампанию по ослаблению влияния Ирана. Он удалил многих старших офицеров и чиновников со своих постов, включая советника по национальной безопасности Фалиха аль-Файяда, который прослужил около десяти лет.

Также он сместил начальников шиитских милиций, которые спонсируются Ираном, но получают также дополнительные бюджеты от иракского правительства.

 

Аль-Каземи объяснил этот шаг, сказав, что намерен навести порядок с назначениями. Каждый сотрудник будет назначаться на должность на строго ограниченный срок не более пяти лет, который будет продлеваться только в зависимости от качества их работы.

Но помимо этого формального объяснения, похоже, что аль-Каземи пытается избавиться от многих высокопоставленных фигур, которые считаются марионетками Ирана.

 

Для шиитских ополченцев, которым приписывают нападения на американские цели в Ираке и саудовские цели, это не единственная плохая новость.

В апреле во время своего первого визита в Ирак Каани встретился с командирами милиций и вручил им серебряное кольцо, символ шиитского братства. Но он не только не привез с собой никаких денег, но даже не взял на себя никаких финансовых обязательств.

Он уточнил, что отныне ополченцам придется полагаться на бюджет иракского правительства, из которого они получают около 2 млрд. долларов в год.

 

Объяснение этих сокращений можно найти в словах представителя иранской нефтяной компании Хамида Хуссейни, который в интервью на иранском экономическом сайте сообщил, что по требованиям американцам в мире были заморожены многомиллиардные депозиты иранских банков.

 

Со времени убийства Сулеймани система шиитских милиций в Ираке начала ослабевать, некоторые милиции покинули объединенное командование и перешли на службу к иракскому религиозному лидеру Али ас-Систани.

Тем временем лояльные Ирану силы начали искать альтернативные источники финансирования. Например, они выставляют блок-посты на дорогах и начинают взимать плату со всех проезжающих машин.

Или просто грабят и отнимают чужое имущество.

 

Согласно сообщениям иракских СМИ, командиры проиранских милиций были не в восторге от Каани.

Он до сих пор незнаком с иракской политической и военной аренами и не говорит по-арабски: его встречи проводятся через переводчика.

Иракский партнер Сулеймани, Абу Махди аль-Мухандис, который был убит вместе с Сулеймани в ходе американской атаки в январе, планировал превратить ополченцев в высококвалифицированную, обученную и профессиональную военную силу. Он также хотел, чтобы они взяли под контроль гражданские секторы, следуя примеру КСИР в Иране.

 

Для этого он даже создал инженерное подразделение ополченцев, которое осуществляло проекты строительства дорог. На более позднем этапе он планировал сформировать еще больше гражданских подразделений, которые могли бы взять под контроль нефтяную промышленность.

Его смерть остановила эти проекты и оставила ополченцев в подвешенном состоянии, разделенными и без харизматического лидера, который мог бы объединить их ряды.

Пока они еще переваривали новости о сокращении финансирования, силы иракского антитеррористического подразделения совершили налет на штаб-квартиру иракских бригад «Хизбаллы», одной из крупных милиций, созданных Ираном в Ираке.

Они арестовали дюжину боевиков, конфисковав оружие и ракеты, которые, по данным иракской разведки, предназначались для нападений на американские цели в «зеленой зоне» в Багдаде, где расположены правительственные учреждения, посольства и военные штабы США.

 

Это был первый раз, когда рейд такого масштаба был проведен против одного из важных иранских опорных пунктов в Ираке.

В декабре, после того как ВВС США атаковали базу бригад «Хизбаллы» под Багдадом, тысячи людей вышли на акцию протеста против американцев, и американское посольство в Багдаде подверглось нападению.

После рейда иракского спецназа никаких акций протеста не последовало.Боевики этой милиции действительно отправились в «зеленую зону» вооруженным конвоем и потребовали освобождения заключенных, но силы безопасности заставили их отступить.

 

Вовсе не очевидно, что эти шаги демонстрируют стратегическое изменение в иракской политике в отношении Ирана. Аль-Каземи был назначен при поддержке как США, так и Ирана (это было его условие, чтобы он согласился на пост премьер-министра).

Он должен найти правильный баланс между иранским вмешательством с одной стороны, и зависимостью Ирака от США - с другой. Также он должен учитывать расстановку политических сил внутри Ирака.

 

Три недели назад начался стратегический диалог между Ираком и США о выводе американских вооруженных сил из Ирака. США вновь дали понять, что не намерены держать силы в Ираке и строить постоянные военные базы.

Однако обе стороны не могут договориться о графике начала вывода или дате его завершения. Единственная точка согласия на данный момент заключается в том, что переговоры продолжатся в июле.

 

Вывод американских войск из Ирака является требованием, продиктованным иракским парламентом, и поддерживается движениями протеста, которые всколыхнули иракскую общественность и привели к падению предыдущего премьер-министра Адиля Абдул-Махди.

Аль-Каземи лично пообещал убрать американские войска, но он понимает, что Ираку необходимо получать денежную и военную помощь от Соединенных Штатов, а также американскую поддержку в международных фондах, куда Ираку придется обращаться за получением займов.

В то же время Ирак импортирует около 40 процентов товаров первой необходимости из Ирана, в том числе электроэнергию. Он также обязан продолжать поддерживать тесные отношения с иранским режимом, чтобы гарантировать выплату зарплат работникам и восстановление производственных секторов, которые обеспечат миллионы рабочих мест.

 

Ограничение иранского влияния и действий шиитских ополченцев необходимо для удовлетворения Вашингтона и предотвращения военных столкновений между американцами и шиитскими милициями.

А также для обеспечения поставок оружия и обучения иракской армии.

 

Стабильность в Ираке и вывод американских войск также в интересах Ирана, и Иран вполне может проявлять сдержанность в отношении действий аль-Каземи против шиитских ополченцев.

Иранцы надеются, что вывод американских сил создаст для Ирана новые возможности для расширения своего влияния в Ираке.

 

Каждая из участвующих сторон достаточно хорошо понимает баланс интересов и правила игры, а также ограничения. Если аль-Каземи хочет предпринять стратегический шаг против Ирана, ему нужно дождаться следующих всеобщих выборов и победить на них с огромным перевесом.

До тех пор, пока не назначена дата выборов и пока не принят новый закон о выборах, Ирак будет по-прежнему кататься на санках, запряженных волками из соперничающих стай.