Тушить леса Сибири снова невыгодно
На модерации
Отложенный
Регионы Сибири охватила новая волна лесных пожаров. Власти опять отказываются бороться с огнем из-за экономической нецелесообразности. Федеральное правительство обещало отменить такую возможность после катастрофических пожаров 2019 года, но так и не сделало этого, а те изменения, которые оно предложило, накладывают дополнительные расходы на и без того дефицитные бюджеты регионы. Задымление может ухудшить ситуацию с коронавирусом.
Сотни тысяч гектаров леса охвачены огнем в регионах Сибири. Еще больше пожаров действует на Дальнем Востоке и в Якутии. По данным дистанционного мониторинга Рослесхоза, площадь действующих в России лесных пожаров на 2 июля составляла 2,96 млн га, сообщает Greenpeace.
В 2019 году дым от пожаров накрыл крупные города Сибири, тогда региональные власти, благодаря решениям федерального правительстве, могли игнорировать горящий лес под предлогом экономической нецелесообразности. Тайга.инфо выяснила, что и в 2020 году во время пандемии коронавируса, который поражает органы дыхания, пожары снова решили не тушить из-за денег.
Прогнозируемый ущерб − ноль рублей
В Красноярском крае и Иркутской области введен режим чрезвычайной ситуации в лесах. Об этом 3 июля сообщили пресс-службы правительств обоих регионов.
«На севере края и в Приангарье высокая грозовая активность, которая способствует росту количества и площадей лесных пожаров, — заявили в красноярском правительства. — Для оперативного реагирования на возникающие угрозы и мобильной доставки к очагам возгораний в этих районах усилена группировка сил и средств — более 1 тыс. человек и 130 единиц техники».
В правительстве Красноярского края утверждают, что основная часть пожаров действует в труднодоступных территориях, «где почти нет дорог и возможности проехать тяжелой технике»: «Лесных пожарных к очагам возгораний доставляют авиацией».
По данным системы дистанционного мониторинга Рослесхоза, часть пожаров действуют уже дольше недели. В Красноярском крае около поселка Раздолинск возгорание площадью 29 га началось 23 июня. Ко 2 июля пожар разросся до 5,58 тыс. га.
Самые крупные лесные пожары, по официальным данным, действуют на границе Иркутской области и Красноярского края в районе реки Нижняя Тунгусска. Площадь некоторых очагов достигает 10−14 тыс. га.
На протяжении июня комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации (КЧС), которую возглавляет красноярский губернатор-единоросс Александр Усс, выносила решения о нецелесообразности тушения части лесных пожаров. Все документы были опубликованы разом только 29 июня. Отметим, что одно из решений комиссии недоступно, по ссылке указывается, что у пользователя нет разрешения на доступ к нему.
Из опубликованных документов, например, следует, что пожар, начавшийся 4 июня в Илимпийском участковом лесничестве Эвенкийского района, был площадью 622 га. Затраты на его тушение оценили в 32 млн рублей. Но вот прогнозируемый ущерб составил «0,0 рублей», говорится в решении КЧС. Учитывая «превышение прогнозируемых затрат над размером прогнозируемого вреда», а также «отсутствие угрозы пожара на населенные пункты и объекты экономики» власти решили не тушить огонь.
От других пожаров, которые было решено не тушить, прогнозируемый ущерб все-таки был. Власти оценивали убытки по-разному: от 200 рублей за гектар леса до 1,5 тыс. Еще в 2019 году ущерб от возгорания одного гектара в том же Красноярском крае оценивали примерно в 5,5 тыс. рублей, рассказывала Тайга.инфо.
«Ситуация с лесными пожарами находится на контроле губернатора Красноярского края и регионального правительства, — уверяет вице-премьер региона Анатолий Цыкалов. — Угрозы населенным пунктам на данный момент нет. Помощь в тушении возгораний краевым лесным огнеборцам оказывают бойцы Авиалесоохраны, лесопользователи. В планах — использовать самолет-зондировщик для искусственного вызывания осадков».
На сайте иркутского правительства после формально добровольной отставки коммуниста Сергея Левченко с поста губернатора перестали публиковать протоколы заседаний региональной комиссии по ЧС. Сейчас комиссию возглавляет назначенный Путиным врио губернатора Игорь Кобзев.
Зоны контроля: «Потушим тундру, но спалим населенные пункты»
«Из пожарной катастрофы 2019 года власти не извлекли никаких уроков, и это бедствие в лесах Сибири и Дальнего Востока с большой вероятностью снова повторится. Лесные массивы будут охвачены огнем, а в города и поселки в сотнях и тысячах километров от пожаров вновь придет едкий и дым», — заявило российское отделение Greenpeace.
Экологи подготовили обращение к федеральному правительству с требованием выделить дополнительные средства на борьбу с лесными пожарами прямо сейчас и предусмотреть «достаточное» финансирование лесного хозяйства в регионах.
«Учитывая распространение коронавируса, это [задымление] особенно опасно для людей: нагрузка на больницы по-прежнему остается высокой и врачи продолжают бороться за жизнь пациентов с респираторными заболеваниями, — отметили в Greenpeace. — На фоне полномасштабного климатического кризиса это особенно опасно и для всей нашей планеты. В атмосферу попадут сотни мегатонн углекислого газа, а запасающие углерод лесные экосистемы будут уничтожены или сильно ослабеют. Это во много раз усилит парниковый эффект. Однако российские власти игнорируют причины изменения климата, среди которых — и гигантские лесные пожары».
Еще в мае ученые Сибирского отделения РАН предупреждали, что лесные пожары, аналогичные тем, что прошли по Зауралью летом 2019-го, могу могут способствовать распространению коронавируса.
«На наш взгляд, ближайшей очень серьезной угрозой станет наложение экологических проблем отдельных регионов и последствий начавших свое распространение лесных пожаров на ситуацию с пандемией, — говорил первый замдиректора Института вычислительных технологий СО РАН на заседании рабочей группы по противодействию пандемии при академии Андрей Юрченко. — Известно, что смог, в том числе дым от лесных пожаров, качество воздуха, напрямую влияют на органы дыхания, усугубляя любую легочную патологию. Кроме того, смог снижает инсоляцию и проникновение ультрафиолета, естественных факторов, снижающих виральность [способность распространяться] COVID-19».
Летом 2019 года лесные пожары в Сибири охватили более 14 млн га. Смог накрыл Новосибирск, Красноярск, другие крупнейшие города региона и дошел до Урала. Возгорания не тушили потому, что на федеральном уровне установлены территории, на которых можно не бороться с огнем, если потенциальный ущерб ниже, чем возможные затраты на ликвидацию огня. Они называются «зоны контроля» и охватывают значительную часть регионов Сибири. Ущерб и затраты на борьбу с огнем в них оценивают региональные комиссии по ЧС.
Нормы по тушению пожаров изменило в 2015 году правительство президента Р Ф Владимира Путина. Министерство природных ресурсов и экологии подписало тот самый приказ, по которому в зонах контроля можно и не бороться с огнем.
Ожидалось, что после масштабных пожаров лета 2019-го федеральные власти отменят «зоны контроля». В декабре 2019-го Минприроды России даже подготовило изменения в Правила тушения лесных пожаров, которые отменяют «зоны контроля».
«В целях тушения лесных пожаров на удаленных и труднодоступных территориях необходимо формирование специализированных подразделений, расположенных на удаленных и труднодоступных территориях», — утверждали в федеральном правительстве в конце 2019 года.
Но ничего не изменилось. 23 июня 2020 «КоммерснатЪ» со ссылкой на проект изменений правил тушения опубликовал заметку с подзаголовком «Минприроды предлагает радикально сократить территории, где можно не тушить лесные пожары», которая фактически была посвящена тому же, о чем официально заявлялось полгода назад.
На деле же проект изменений в Правила тушения лесных пожаров о ликвидации «зон контроля» был подготовлен еще в декабря 2019-го, после объявления Минприроды. Но, судя по отзывам, поступившим в правительство РФ из регионов, решение оказалось «непродуманным». После возможной ликвидаций «зон контроля» затраты на обязательное тушение пожаров все равно могут лечь на региональные бюджеты.
«В случае принятия данных поправок, в условиях недостаточного финансирования, и отсутствия требуемого количества сил и средств пожаротушения возникнут риски, связанные с возникновением угроз населенным пунктам и объектам экономики в связи с невозможностью обеспечить оперативное тушение пожаров в местах с высокой плотностью населения и наличием объектов экономики. Потушим тундру, но спалим населенные пункты!» — пишет эксперт министерства лесного хозяйства Красноярского края Алексей Карнаухов.
Чиновник обратил внимание правительства РФ на то, что хоть тушение лесных пожаров и должно компенсироваться из федерального бюджета, «в большей части компенсируется за счет средств краевого бюджета». Те же опасения высказали специалисты из Иркутской области. На отсутствие финансирования из федерального бюджета обратили внимания и другие регионы.
«В случае отмены зон контроля, требования Лесного кодекса обяжут исполнительные органы тушить все пожары, а не исполнение — влечет уголовную ответственность. Возникает противоречие существующей реальности и правового поля. Возможно наказание невиновных лиц», — пишет другой региональный чиновник в реакции на предложение федерального правительства.
По последним данным Рослесхоза, общая площадь пожаров в России в 2020 году уже достигла 8,19 млн га. Сильнее других страдают Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.
Комментарии