Мысли мои скакуны 2

На модерации Отложенный

Как-то ранее я уже писал о естественных правах человек, которые принадлежат ему по праву рождения, что и является фундаментом свободы личности. А поскольку для нас любое животное, хотя, вроде бы, и они должны обладать такими же правами по праву рождения, не являются личностями, то мы начинаем разглагольствовать о правах животных, правда, не всех. Наделяем определенными правами собак, котов, и преспокойно отправляем на бойню свиней, коров и прочую, по-настоящему необходимую для нашего собственного выживания, животину. От такого двойного подхода к братьям нашим меньшим делается несколько не по себе.

И вот такими противоречиями полна вся наша жизнь. Возьмем, допустим, систему ценностей человека. Они одни и те же для всех восьми миллиардов людей, населяющих нашу планету? Как бы ни так. То, что фигурирует в качестве «добра» для китайца, не обязательно является таковым для европейца или эскимоса.

Допустим, для монгола находиться днями в седле и поспевать вслед за пасущимися в степи табунами лошадей или иной живности, которые являются фактором успешности, будет благом, а для француза или немца, не говоря уже об эскимосах, это будет сущим наказанием.

И таких, вроде бы, незначительных противоречий в понимании добра и зла среди миллиардов людей не счесть. Так имеет ли право один человек или сообщество навязывать другому человеку или сообществу свои ценности?

Ответ понятен, что нет. И как тогда быть в наше время, время глобализации, время стирания границ между народами? Подобные неустранимые противоречия чреваты если и не войнами, то уж значительными неприятностями.

Наше время есть время суеты фактов, домыслов и фейков. Как проложить правильный жизненный курс среди этого хаоса? И существует ли вообще этот правильный курс, когда сама жизнь человека, направляемая в свое время религиями, превратилась в бессмысленную суету? Вот где вопрос вопросов, а не абсолютная свобода личности, которая только усугубляет эту суетность метаний людских.

Кстати, на извечный вопрос: «Кто создал человека?», есть, еще раз повторюсь, четкий ответ – социальная среда. Она из биологической заготовки в виде младенца лепит или человека или нечто иное, вплоть до Маугли. Отсюда следует простой вывод: свобода человека обуславливается обществом, которое является первичным по отношению к человеку. И все деяния отдельной личности, несущие вред обществу, являются преступными, с вытекающими из этого последствиями. Нужно выдернуть из почвы корень зла, грозящий людям апокалипсисом, поставить во главу угла истину: первично общество, а не отдельно взятая личность. Не общество для человека, а человек для общества.