Раскопки Назарета подтвердили сильную религиозность его жителей во времена Христа.
На модерации
Отложенный
Раскопки в Назарете: каким был город во времена Иисуса Х.
Назарет - это город, в котором, согласно преданию, прошли детство и юность Иисуса Христа. Недавно в этих местах были проведены археологические раскопки. Результаты этих исследований объясняют контекст многих евангельских событий.
Так, новые исследования показали, что Назарет времён Христа был намного больше, чем считалось ранее, что его население было очень консервативным в религиозном плане и резко противостояло римскому влиянию
Что доброго может быть из Назарета? Город повстанцев
Певрвым делом археологи обратили внимания на то, что материальная культура древнего Назарета резко контрастирует с материальной культурой находящегося в 6 км от него Сепфориса. В первую очередь это проявляется в отсутствии римских импортированных изделий, предметов римского быта и культа, которые были в большом количестве найдены в соседнем Сепфорисе. Для археологов это ясный знак противостояния этого города римским культурным практикам и обычаям, тогда как жители Сепфориса явно приняли римскую культуру.
Это отличие могло провести невидимую границу между жителями обоих городов, как утверждает Кен Дарк, руководитель Назаретского археологического проекта и автор недавно вышедшей книги "Назарет и его земли римского и византийского периодов".
Кен Дарк обращает внимания на то, что его исследование не ставило цель изучить Библию, тем не менее его результаты проливают свет на многие события, которые мы находим в Писании.
Итак, жители Назарета настаивали на поддержании чисто иудейского жизненного уклада и соблюдали все основные ритуальные законы, что могло способствовать их неприятию остальной Иудеей, намёк на что мы и встречаем в евангельских текстах.
Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства (Иоанн 1: 45-47)
Как показывают последние данные, область Назарета была активно антиримской. Религиозные евреи рассматривали римское и греческое влияние как серьезную и прямую угрозу их вере, именно это было причиной их сопротивления римлянам. Известно, что в 4 году в этом районе вспыхнуло антиримское восстание, в ходе которого повстанцы напали на близлежащий Сепфорис и даже разграбили его казну.
Действительно, в Назарете археологи нашли сеть подземных тоннелей, которые антиримские повстанцы создали в середине первого века нашей эры. Эти тонели находятся сегодня под базиликой Благовещения, они пердставляют собой сеть подземных ходов, способную укрыть около 100 человек. Значит, в 70 году иудеи Назарета активно строили тонели, чтобы защитить повстанцев от римских солдат. В это же время в Сепфорисе продолжали чеканиться монеты, что говорит о мирном настроении его жителей.
Под базиликой Благовещения в Назарете была найдена сеть тоненелей, предназначенная для укрытия иудейских повстанцев во время восстания 70 г. н. э.
Исследование также показало, что жители Сепфориса и близлежащей области использовали импортированную римскую глинянную посуду, в то время как Назаретяне предпочитали посуду из известняка, которая считалась более "чистой" по иудейским религиозным законам того времени.
Явные различия были найдены и в погребальном обряде. В Назарете люди хоронили покойных в так называемых гробницах "кохим", вредставляющих собой гробницу, которая вырубалась в скале и вход в которую закрывался камнем. Именно в такой гробнице, согласно Новому Завету, был похоронен Иисус Христос.
Пророк без чести в своём отечестве
Как показывает археология Назарета, люди в этом городе решительно отвергали иноземные ценности и обычаи, считавшиеся нечистыми. Возможно, как считает Кен Дарк, это контрастировало с некоторыми аспектами учения Иисуса Христа, которое было всеобъемлющим и превосходило рамки иудейской ритуальности. Кроме того, как мы знаем из Евангелия, Иисус относился снисходительно к понятию ритуальной чистоты, по крайней мере, к принятию пищи:
И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:
Ничто, входящее человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека (Марк 7: 14-15)
Эти слова Христа резко контрастируют с археологическими находками из Назарета, которые свидетельствуют о том, что принципы соблюдения ритуальной чистоты здесь были крайне строгими.
Библейские истории говорят ещё и о том, что Иисус был плохо принят в Назарете, когда посещал этот город во всермя своего служения, хотя он и вырос здесь.
Даже его семья не была довольна им. Согласно Евангелию от Марка, Иисус сказал, что
«не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и у сродников и в доме своём» (Марк 6: 4).
Назарет - древний мегаполис
В результате археологических изысканий оказалось, что Назарет по размерам и населению был больше, чем как предполагалось ранее. В прошлом учёные считали, что Назарет был небольшим, почти как деревня. Сейчас мы знаем, что его население составляло около 1000 человек и по древним меркам это был большой город, хоть и немного меньше, чем соседний Сепфорис.
Раскопки археологов за последнее столетие показывают развитую инфраструктуру города, есть данные о земледелии, распологающихся у города карьерах и гробницах. В частности, здесь был найден большой известняковый карьер, который обеспечивал немалую долю городской промышленности, поставляя камень для религиозных построек, как и для прозводства посуды.
Кроме того археологи в Назарете и его окресностях обнаружили многочисленные фрагменты тех самых каменных мисок и чаш, которые в консервативной иудейской среде считались ритуально чистыми. Это факт, который убедительно свидетельствует о высокой степени религиозности жителей этого города.
Религиозные иудеи первого столетия нашей эры считали, что каменные сосуды были неуязвимы в отношении духовных нечистот, и что таким качеством деревянные и керамические сосуды не обладали. Поэтому, чтобы содержать себя и свой дом в ритуальной чистоте, они предпочитали использовать посуду из известняка.
Данный подход ясно изложен в 10-й главе Мишны, сборника иудейских традиций и законов римского периода, который позднее был включен в Талмуд. Использование каменных сосудов для ритуального мытья также упоминается во второй главе Евангелия от Иоанна:
Было тут же шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или три меры (Иоанн 2:6)
Частое мытье рук - после сна, перед едой, перед молитвой было и остается чрезвычайно важным аспектом традиционной еврейской религиозной жизни.
Религиозные иудеи времен Иисуса, возможно, также неохотно использовали товары массового обихода, которые могли стать ритуально нечистыми во время их изготовления. Например, из-за того, что их могли поместить рядом с некошерной пищей или мертвым телом, или с ними могли обращаться женщины во время "нечистых" дней. Этот страх скорее всего и определял тип керамики, используемой в Назарете.
Сосуды из известняка были типичными в Израиле первого века, так как считались ритуально чистыми в соответствии с еврейским законом, в отличие от глиняной посуды, которые считались нечистыми.
Археологи обнаружили тысячи фрагментов такой посуды в Назарете и его окрестностях. Вся она была практически одного типа: грубая посуда происхождением из деревни Кефар Хананья в 23 милях к северу от Назарета. Из этой деревни происходит практически вся каменная посуда Палестины 1 века н. э., что говорит о том, что этот производственный центр зарекомендовал себя как надёжный в плане религиозной чистоты, и его продукцией пользовались многие евреи.
Религиозный центр после падения Храма
В пользу большой религиозности этого города говорит и тот факт, что в середине первого века именно он был выбран в качестве официальной резиденции одного из первосвященников разрушенного к тому времени Иерусалимского Храма. Известно, что все 24 первосвященника тогда были изгнаны в Галилею.
И действительно в окресностях Назарета археологами были обнаружены захоронения, интерпретированные как могилы священников. В некоторых из них даже были найдены так называемые шофары - редкие музыкальные инструменты в форме козьих рогов в натуральную величину, сделанные из стекла, которые использовались во время богослужений в Иерусалимском Храме.
Археологические исследования в Назарете помогут историкам лучше понять, как выглядел родной город Иисуса Христа. Они проливают свет на Евангелие от Марка и Луки, в которых говорится, что взгляды Христа там не были слишком популярны, что вероятно было следствием ультра-строгого характера религиозности Назарета.
Источник: https://www.livescience.com/jesus-home-nazareth-discoveries.html?utm_source=notification
Комментарии
Раскопки археологов (вряд ли израильских) опровергают антихристов, доказав, что Назарет в те времена существовал и был весьма многолюдным городом.