Ольга Берггольц

На модерации Отложенный


Ольга Берггольц

 

16 мая 1910 года родилась поэтесса и прозаик Ольга Берггольц

 

Личное дело

Ольга Федоровна Берггольц (1910 – 1975) родилась в Петербурге, в районе Невской заставы. Отец ее, обрусевший немец Федор Христофорович Берггольц, служил заводским врачом, а во время Первой мировой войны был военно-полевым хирургом. В семье был еще один ребенок – младшая сестра Ольги Мария. В 1918 – 1920 годах Ольга жила и училась в Угличе, куда семья бежала от голода, затем вернулась в Петроград. Когда Ольга была еще школьницей, о ее первых стихотворных опытах одобрительно отзывался Корней Иванович Чуковский, который говорил, что со временем девочка станет настоящим поэтом. Первая публикация стихов Ольги Берггольц состоялась в 1924 году в заводской стенгазете.

В 1925 году Ольга вступила в литературную молодежную группу «Смена», а на следующий год там же оказался молодой поэт Борис Корнилов. Через некоторое время Ольга Берггольц и Борис Корнилов поженились, у них родилась дочь. В 1926 году Ольга и Борис стали студентами Высших государственных курсов искусствоведения при Институте истории искусств. Ольга несколько лет спустя была переведена в Ленинградский университет. В 1930 она окончила филологический факультет Ленинградского университета и по распределению уехала в Казахстан, где стала работать разъездным корреспондентом газеты «Советская степь». В это же время Берггольц и Корнилов развелись, и Ольга вышла замуж за Николая Молчанова, своего университетского однокурсника. Вместе они вернулись в Ленинград, где Ольга Берггольц стала редактором «Комсомольской страницы» – газеты завода «Электросила». Там она работала три года. Потом стала сотрудницей газеты «Литературный Ленинград».

В довоенный период вышел лирический сборник Ольги Берггольц «Стихотворения» (1934), а через два года -  «Книга песен». Издавались и ее прозаические произведения: повести «Углич» (1932), «Журналисты» (1934), «Зерна» (1935), сборник рассказов «Ночь в «Новом мире»» (1935). Очерки, написанные Ольгой Берггольц за время работы в Казахстане, составили книгу «Глубинка» (1932).

В 1936 году первый муж Ольги Берггольц Борис Корнилов был исключен из Союза писателей, а 19 марта 1937 года арестован. 21 ноября 1938 года его расстреляли как «активного участника антисоветской, троцкистской организации». В декабре 1938 Ольгу Берггольц арестовали по обвинению в «связи с врагами народа». Во время ареста она была беременна и из-за избиений на допросах потеряла ребенка. В апреле 1939 года она попадает в тюремную больницу (в следственном деле причина болезни умалчивается). В конце апреля она вернулась в тюрьму, а 3 июня 1939 года ее выпустили на свободу «за недоказанностью состава преступления». В тюрьме Ольга Берггольц провела 149 дней. В декабре 1939 года она писала об этом в дневнике: «Ощущение тюрьмы сейчас, после пяти месяцев воли, возникает во мне острее, чем в первое время после освобождения. Не только реально чувствую, обоняю этот тяжелый запах коридора из тюрьмы в Большой Дом, запах рыбы, сырости, лука, стук шагов по лестнице, но и то смешанное состояние… обреченности, безвыходности, с которыми шла на допросы… Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: «живи»».

В годы блокады Ольга Берггольц находилась в осажденном Ленинграде. В ноябре 1941 года ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать, но Николай Молчанов умер и Ольга Федоровна осталась в городе. Работала в Ленинградском доме радио, почти ежедневно ведя передачи для жителей города. Позднее выступления Ольги Берггольц по ленинградскому радио, вошли в книгу «Говорит Ленинград». За время войны ею были созданы поэмы «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма», «Памяти защитников», «Твой путь», книги «Ленинградская тетрадь», пьеса «Рождены в Ленинграде», киносценарий «Ленинградская симфония». Также Ольга Берггольц писала сатирические произведения, которые вошли в сборник «Балтфлот смеется», публиковалась в ленинградских «Окнах ТАСС».

В 1952 году Ольга Берггольц побывала на строительстве Волго-Донского канала. В 1959 – 1960 годах она совершила поездку по Енисею и была на строительстве Бухтарминской ГЭС на Алтае. Очерки об этих поездках публиковались в «Литературной газете». Она написала героико-романтическую поэму «Первороссийск» о петроградских рабочих, строивших в 1918 году на Алтае город-коммуну. Позднее по сценарию Ольги Берггольц был снят фильм «Первороссияне». Она продолжала писать и о Великой Отечественной войне. Посвятила цикл стихов Сталинграду, написала поэму «Верность» об обороне Севастополя. В 1959 году Ольга Берггольц написала автобиографическую книгу лирической прозы «Дневные звезды».

Ольга Берггольц

После появления печально известного Постановления Оргбюро ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года Ольга Берггольц вместе со своим мужем, Г. П. Макогоненко, не отвернулись от А.А. Ахматовой, продолжали заботиться о ней, сохранили машинописный экземпляр книги А.А. Ахматовой «Нечет», уничтоженный цензурой. Но и произведения самой Берггольц были сочтены не вполне соответствующими официальной идеологии. Даже первое издание книги «Говорит Ленинград» в 1946 году было изъято.

Лишь в 1965 году стал возможным выход в свет сборника «Узел», куда вошли стихи Ольги Берггольц, написанные в 1937 – 1964 годах. Однако многие ее стихи распространялись в самиздате и официально были опубликованы лишь в конце 80-х годов, а дневники при ее жизни так и не были опубликованы.

Умерла Ольга Федоровна Берггольц 13 ноября 1975 года в Ленинграде.

 

Чем знаменита

Ольгу Берггольц направила на работу в литературно-драматической редакции ленинградского радио Ольга Кетлинская, руководившая в годы блокады Ленинградским отделением Союза писателей. С тех пор голос поэтессы почти ежедневно звучал в домах ленинградцев. Вот как писала о работе в Доме радио сама Ольга Берггольц:

Здесь, как в бреду, всё было смещено:

здесь умирали, стряпали и ели,

а те, кто мог еще

вставать с постелей,

пораньше утром,

растемнив окно,

в кружок усевшись,

перьями скрипели.

Отсюда передачи шли на город –

стихи, и сводки,

и о хлебе весть.

Здесь жили дикторы и репортеры,

поэт, артистки…

Всех не перечесть.

18 января 1943 года Ольга Берггольц произнесла долгожданные для всех ленинградцев слова: «Ленинградцы! Дорогие соратники, друзья! Блокада прорвана! Мы давно ждали этого дня, мы всегда верили, что он будет… Ленинград начал расплату за свои муки. Мы знаем – нам еще многое надо пережить, много выдержать. Мы выдержим всё. Мы – ленинградцы. Уж теперь-то выдержим, теперь-то мы хорошо почувствовали свою силу.

Да здравствует суровый и спокойный,

Глядевший смерти в самое лицо,

Удушливое вынесший кольцо,

Как человек, как труженик, как воин!

Сестра моя, товарищ, друг и брат, -

Ведь это мы, крещенные блокадой,

Нас вместе называют – Ленинград,

И шар земной гордится Ленинградом».

 

О чем надо знать

Стихи, созданные в блокадном Ленинграде, стали самыми известными произведениями Ольги Берггольц, но внимания заслуживают и другие ее поэтические произведения. Евгений Евтушенко в предисловии к подборке стихов Ольги Берггольц в антологии «Строфы века» писал: «Уважая гражданское имя Берггольц, я тем не менее относился к ее мастерству снисходительно... Однако, перечитав... все ее наследие, я был неожиданно... для себя поражен тем, как много стихов я в результате выбрал».

 

Прямая речь

...И снова хватит сил

увидеть и узнать,

как все, что ты любил,

начнет тебя терзать.

И оборотнем вдруг

предстанет пред тобой

и оклевещет друг,

и оттолкнет другой.

И станут искушать,

прикажут: «Отрекись!» —

и скорчится душа

от страха и тоски.

И снова хватит сил

одно твердить в ответ:

«Ото всего, чем жил,

не отрекаюсь, нет!»

И снова хватит сил,

запомнив эти дни,

всему, что ты любил,

кричать: «Вернись! Верни...»

Из цикла «Испытание» (январь 1939, Камера 33)

 

Я никогда героем не была.

Не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

я не геройствовала, а жила.

 

«День прошел сегодня бесплодно, но так как времени нет, то все равно. Зашла к Ахматовой, она живет у дворника (убитого артснарядом на ул. Желябова) в подвале, в темном-темном уголке прихожей, вонючем таком, совершенно достоевщицком, на досках, находящих друг на друга, - матрасишко, на краю - закутанная в платки, с ввалившимися глазами - Анна Ахматова, муза Плача, гордость русской поэзии - неповторимый, большой сияющий Поэт. Она почти голодает, больная, испуганная. А товарищ Шумилов сидит в Смольном в бронированном удобном бомбоубежище и занимается тем, что даже сейчас, в трагический такой момент, не дает людям вымолвить живого, нужного, как хлеб, слова... А я должна писать для Европы о том, как героически обороняется Ленинград, мировой центр культуры. Я не могу этого очерка писать, у меня физически опускаются руки». Из дневника (24 сентября 1941 года)

 

6 фактов об Ольге Берггольц

  • В тюрьме Ольгой Берггольц был создан цикл стихов «Испытание». Под стихотворениями, входящими в него, можно прочитать указание на место их написания: камера 33, одиночка 9, одиночка 17, больница, одиночка 29.
  • В 1930-е годы в Ленинграде арестовали и репрессировали одного за другим шестерых секретарей отделения Союза писателей СССР. На свободе остался только секретарь писательской парторганизации Григорий Мирошниченко. Через два десятилетия, когда он дожил до своего полувекового юбилея, Ольга Берггольц послала ему телеграмму: «Привет вашей пятидесятой весне. Некто в пенсне», намекая на Лаврентия Берию и на сотрудничество с ним юбиляра.
  • В марте 1942 года отца Ольги выслали из Ленинграда в Красноярский край, так как сочли немца по национальности «социально опасным элементом».
  • Стихотворение Ольге Берггольц высечено на мемориальной стеле Пискаревского кладбища, где похоронены более 400 тысяч погибших в блокаду ленинградцев. Ставшие крылатыми слова «Никто не забыт, ничто не забыто» впервые появились именно в этом стихотворении.
  • Третьем мужем Ольги Берггольц стал известный литературовед Георгий Макогоненко.
  • Дневники Ольги Берггольц 1939-1942 годов были впервые изданы в 2010 году. Тогда же петербургский театр «Балтийский дом» поставил спектакль «Ольга. Запретный дневник».