"Сто грамм" для храбрости в годы Великой войны.

Сага о винной порции достойна отдельного исследования.

22 августа 1941 года, когда немцы вдребезги разбили первый стратегический эшелон Красной Армии, вышли к Киеву, захватили Гомель, Кировоград, Смоленск, вплотную подобрались к Ленинграду, Государственный Комитет Обороны среди прочих мер поднятия боевого духа войск, вроде стрельбы из всех видов орежия по трусливым элементам и репрессивных мер по отношению к семьям предателей и дезертиров, постановил начать выдачу водки всему личному составу передовой линии действующей армии в количестве 100 граммов в день. 11 мая 1942 года, в канун летнего стратегического наступления, которое должно было привести к окончательному разгрому немецко-фашистских войск и освобождению советской земли от гитлеровских мерзавцев, было решено зря водку не переводить, а выдавать её в виде поощрения только военнослужащим частей передовой линии, имеющим успехи в боевых действиях против немецих захватчиков. Имеющим успехи – по полному стакану ежедневно, остальным – полстакана и только по праздникам. Однако успехов не последовало, а был позорный разгром советских войск в Крыму и под Харьковом. Через месяц даже передовикам норму уполовинили. В ноябре 1942 года, когда решалась судьба страны, вновь решили наливать всей действующей армии: подразделениям, ведущим непосредственно боевые действия, и частям, производящим работы на передовых позициях, сидящим в окопах и находящимся в дивизионном резерве, и даже раненым сразрешения врача. Окончательное мнение ГКО выработал лишь 30 апреля 1943 года, постановив прекратить массовую выдачу водки и выдавать по 100 граммов в сутки военнослужащим тех частей передовой линии, которые ведут наступательные действия.

 Само собой, в первую очередь продукт в неограниченном количестве потребляли те, кто должен был его распределять, и отцы-командиры.

Формально Наркомат обороны пытался с этим бороться и периодически издавал гроздные приказы:

 Несмотря на неоднократные указания и категорические требования о выдаче водки в действующей армии строго по назначению и по установленным нормам, до сих пор не прекращаются случаи незаконной выдачи водки.

 Водка выдается штабам, начсоставу и подразделениям, не имеющим права на её получение.

 Некоторые командиры частей и соединений и начсостав штабов и управлений, пользуясь своим служебным положением, берут водку со складов, не считаясь с приказами и установленным порядком.

 В приказной части требовалось организовать строгий учёт и назначать завскладами и кладовщиками специально подобранных честных, проверенных лиц, могущих обеспечить полнейшую сохранность водки. Вот с этим была вечная проблема. Честные лица на таких должностях почему-то не задерживались, а мигом оказывались в окопах, их закономерно сменяли тыловые крысы, умеющие угодить начальству и не забыть себя. Поэтому на передовой водку получали в последнюю очередь, а установленную норму красноармейцы добирали за счёт погибших товарищей. (В.Бешанов 1945. Год поБЕДЫ, Москва, 2011 год, стр. 58-60).

  А многие наивно верят, что при Сталине был порядок……Порядка БОЛЬШЕ там, где НАРОД социально активен, является хозяином страны и осуществляет КОНТРОЛЬ за работой власти, чиновников, правоохранителей, армией через оппозицию, независимые  от власти СМИ, партии, общественные организации; где есть КОНКУРЕНЦИЯ в политике и экономике, где права и свободы КАЖДОГО человека стоят на первом месте, где Конституция действует, а не служит украшением, простой бумажкой, фиговым листком, прикрывающим авторитарный РЕЖИМ или диктатуру!