Беларусь. Официальная версия вызывает все больше сомнений.

Заместитель начальника следственного управления Генеральной прокуратуры Максим Воронин сообщил любопытные данные о задержанных по делу о теракте в минском метро. По его словам, подозреваемым меньше 25 лет.

Как известно, задержанным инкриминируется не только теракт на «Октябрьской», но и взрывы в Витебске в сентябре 2005 года. «Салідарнасць» напоминает, что тогда в областном центре сначала взорвалась самодельная бомба на автобусной остановке (пострадало 2 человека), а затем сработало взрывное устройство возле кафе «Эридан» (ранения получили 50 человек).

 

Путем нехитрых вычислений можно понять, что раз сейчас подозреваемым меньше 25 лет, значит, в 2005-м им было не больше 19-ти. Получается, что эти юноши, токарь и электрик (по словам Александра Лукашенко) в течение почти 6 годков переигрывали все наши доблестные правоохранительные органы???

 

Официальная версия вызывает все больше сомнений даже у сторонников Александра Лукашенко. К примеру, провластный политолог Юрий Шевцов: «Я все равно с трудом могу себе поверить, что все три нераскрытых самых масштабных в истории Беларуси терракта совершила одна и та же небольшая провинциальная группа, сознавшаяся в них всего лишь за ночь допроса...» Правда, он тут же оговаривается: «Нет никаких оснований не верить следствию. Но это исключительно сильно ломает привычные закономерности формирования террористических групп».

 

Теперь же, когда стал известен возраст подозреваемых на момент взрывов в Витебске, сомнений возникает еще больше. Особенно, если вспомнить историю братьев Мурашко

 

Мать братьев Мурашко, которых в 2005-м около полугода держали в СИЗО по подозрению в витебских взрывах, сомневается, что сейчас задержаны настоящие террористов.

В сентябре 2005 года с разницей в 8 дней на улицах Витебска прогремело 2 взрыва.

Их жертвами стали 40 человек - слава Богу, никто не погиб. 21 октября 2005 года Александр Лукашенко сказал, что подозреваемые по этому делу задержаны, напоминает "Еврорадио".

"Они думали, что их не найдут, но их быстро вычислили, и теперь они дают показания", - сказал президент. Эти слова касались Виталия и Юрия Мурашко - двух витеблян, которые так и не сознались в преступлении. С той поры прошло почти 6 лет. Но мать парней Валентина Мурашко даже сегодня сомневается в том, что виновные в витебских взрывах задержаны.

Валентина Мурашко: "Конечно, это радостно, что их поймали. Но, с другой стороны, у меня закрадываются сомнения. Они ли это? Молодые парни... Точно возраст не знаю, но слышала, как сыновья обсуждали, что один - 1986-го года".

"Еврорадио": И это означает, что в 2005 году ему было 18 или 19 лет! А сколько сыновьям было в 2005 году?

Валентина Мурашко: "Виталик в 1980 году родился, а Юра - в 1982-м... Значит, старшему было 25 лет, это был уже взрослый человек со сформировавшимися взглядами на жизнь. А Юре было 23.

С другой стороны, меня успокаивает, что там были видеокамеры. Поэтому, может, действительно это задержали тех людей? Но я все-таки сомневаюсь, что это они. Время покажет".


После того, как в 2005 году Виталия и Юрия Мурашко выпустили из витебского СИЗО, милиционеры беспокоили их только дважды. Первый раз - 4 июля 2008 года. А второй - в нынешнем году, 11 апреля.

Валентина Мурашко: "Приходили к нам в день теракта, примерно в 9 вечера. Я в званиях не разбираюсь... Милиционер представился, предъявил удостоверение. Дома был только младший, Юра, так как Виталий в это время был в дизеле. Он возвращался из Орши от тещи - у него жена из Орши, и теща живет там. Милиционер спросил: "Знаете ли вы, что произошло в Минске?". Сын сказал, что знает. "А где ты сегодня был, что делал?" - продолжает милиционер. Юра ответил, что был дома и в Минск сегодня не ездил".

11 апреля милиционер пришел к Мурашко и еще раз - после того, как вернулся старший брат. Парней по-прежнему подозревают в том, что они могут быть причастны к терактам...

"Первый год после того, как сыновей выпустили из СИЗО, очень много людей смотрели на мою семью недовольно. Думали, что мои мальчики действительно могли это сделать, - вспоминает Валентина Мурашко. - Даже соседи, вместе с которыми мы заселялись в дом, при встрече меня поддерживали, а за моей спиной говорили: "Эти? Эти могли...". История эта оставила очень тяжелый осадок. И это уже на всю жизнь. Теперь, когда я вижу милиционеров, у меня нервный срыв. Меня трясет, колотит от страха, чтобы мои сыновья больше не попали в такое же положение".

Но, по словам Валентины Григорьевной, после нескольких месяцев, которые ее сыновья провели за решеткой по подозрению в совершении взрыва в Витебске, они сумели вернуться к жизни.

Валентина Мурашко: "У них сейчас целиком нормальный образ жизни. Мы с мужем воспитывали их, чтобы они любили работу и жили в строгости. Дети не сломались, не пошли, как говорят, по дурному пути. Они сумели выдержать это все... Полгода просидели в СИЗО. Я уж не буду говорить о том, как к ним относились сокамерники... Им было нелегко".

"Еврорадио": А младший женился с того времени?

Валентина Мурашко: "Да, женился в 2007 году. А Виталий поженился 24 сентября 2005 года. Но после того, как их выпустили - развелся. А теперь поженился второй раз - и удачно!"

По словам Валентины Мурашко, в 2005 году от ее сыновей витебским милиционерам было нужно признание в совершении взрывов. Теперь задержанные по подозрению в терроризме "раскололись" через несколько часов нахождения в органах безопасности. А в 2005-м Виталия и Юрия продержали в изоляторе намного дольше.

Валентина Мурашко: "Конечно, на них воздействовали. Я уверена, сыновей хотели сделать виновными".

О людях, совершивших взрыв в минском метро, говорят, что они психически больные. Для братьев Мурашко в 2005 году нашли другой, более прозаичный мотив преступления.

Валентина Мурашко: "Обвиняли Виталия. Мол, ему надо было играть свадьбу. И якобы его подкупили, он согласился совершить взрыв за деньги. Но ребята у меня хорошо воспитаны. Виталий хорошую работу имел, и деньги на свадьбу откладывал с зарплаты. Устраивал свадьбу сам - я не могла его свадьбу сделать, и зарплата у меня была небольшая, и мужа в то время уже не было. Парни знают, что надо честно жить. И спят по ночам спокойно".