Эксплуатация что это?
На модерации
Отложенный
Эксплуатация что это? В оценке работы капиталистической системы мы часто используем понятие «эксплуатация человека человеком».
В википедии есть такое определение
«Согласно марксистской теории, капиталист полностью оплачивает работникам стоимость их рабочей силы в форме заработной платы. Но в процессе труда наёмные рабочие создают новую стоимость, которая обычно больше стоимости, затраченной капиталистом на их наём. Маркс назвал эту разницу «прибавочной стоимостью». Капиталист как собственник средств производства присваивает себе прибавочную стоимость. В результате работник получает стоимость, эквивалентную стоимости товара «рабочая сила», а капиталист получает стоимость, которая превышает стоимость этого товара. Именно присвоение прибавочной стоимости Маркс считал формой эксплуатации работников.
Нужно учитывать, что прибавочная стоимость служит основой не только прибыли, но и всех видов налогов, акцизов, пошлин, ренты, банковских процентов. Поэтому, по мнению марксистов, эксплуатируют рабочего не только собственники предприятий. Опосредованно в этом принимают участие торговцы и посредники, государство, собственники земли, банки и их вкладчики.»
Но присвоение прибавочной стоимости не достаточно отражает суть эксплуатации, ведь эта прибавочная стоимость может работать как на благо рабочих и капиталиста, на их будущее или будущее их детей (любимых), так и на разрушение жизни себя и близких, т.е. присвоенная прибавочная стоимость всё же может работать на благо рабочего, снижая фактор эксплуатации. Ведь на этом движение энергии присвоенной прибавочной стоимости, не останавливается, она может через торговые потоки вернуться к рабочему как дополнительный бонус или некой компенсацией за труд (благотворительность), т.е. через разные формы отношений в обществе.
Так же семейные отношения когда рабочий отдаёт больше чем получает, работает на благо семьи, можно ли назвать эксплуататорами, своих любимых которым отдаёшь часть своего труда, работая ради их блага. В семье любовь основа отношений, работают инстинкты, упрощённо говоря, природные подсказки как себя вести, а наше природное качество как жизни, стремление эту жизнь, свой вид, продлить, продлить в своих детях, распространяя свою генетическую идентичность, создавая генетическое разнообразие вида, увеличивая его выживаемость. Таким образом отдавая семье (любимым) мы действуем не столько по своей воле, сколько по воле инстинктов, но всё же это нельзя назвать эксплуатацией.
Конечно, вместе с любовью человек получает, чувство защищённости, заботу любимых, т.е. всё же есть компенсация, но если исходить из того что жизнь в семье, а тем более в общении с окружением, это разное качество отношений во времени и пространстве, т.е. сейчас оно успокаивает, облагораживает, а позже может создавать проблемы, разрушать, следовательно понятие «эксплуатация человека человеком» размывается, поэтому необходимо уточнение, например понятием «отчуждение части труда» или «отчуждение части благ», в пользу того, кто эксплуатирует.
Отчуждение это значит, что эти блага потеряны или к ним нет доступа тех, кто создавал эти блага, упрощённо они украдены.
«Мог ли бы рабочий,— спрашивает Маркс,— противостоять продукту своей деятельности как чему-то чуждому, если бы он не самоотчуждался от себя в самом акте производства?». В чем же заключается отчуждение самого труда, трудовой деятельности человека? Прежде всего, конечно, в том, что труд выступает для рабочего лишь как средство к жизни, следовательно, как нечто внешнее, вынуждаемое внешними обстоятельствами, не принадлежащее к его сущности. В процессе труда рабочий не развертывает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет себя, чувствует себя несчастным. Труд не является в таком случае самодеятельностью, внутренней потребностью, это не средство для удовлетворения потребности в труде, а средство для удовлетворения иных потребностей." - Ойзерман Т.И., "Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме", Издательство «Знание», Москва, 1965
И так, в свете Марксистского подхода понятии эксплуатация, присвоение прибавочной стоимости и отчуждение части труда, создаёт более объёмное понимание, что такое эксплуатация, особенно когда видим, как растёт неравенство между классами, когда у одних отчуждённой собственности много и она растёт, а другой вынужден обходиться малым.
Всё же в современных условиях отчуждёние труда и присвоение прибавочной стоимости не даёт чёткого понимания уровня эксплуатации. Ведь порой трудно определить, как и в какой мере, эти отчуждённые средства, поддерживают или будут поддерживать, созидающие или разрушающие принципы жизни и в какой мере они отнимают труд и благосостояние у других граждан, а в свете изменения социальной жизни, когда многие начинают получать субсидии, льготы и т.д. от государства, которое собирает налоги с производителей и таким образом, снижая уровень эксплуатации, уровень эксплуатации снижается.
К тому же, исходя из утверждений некоторых экономистов, что без капитала простой рабочий не может организовать эффективное производство, что является весьма сильным аргументом, т.е. можно сказать, что содружество держателей капитала (ресурсов) и наёмных рабочих достаточно важное условие роста экономики. Но всё же, если рассматривать капитал с точки зрения морально-нравственных качеств, а это необходимый подход, ведь капитал в системе капитализма, находится в частных руках или группы лиц, т.е. плотно завязан на личных качествах держателей капитала, т.е. зависит от психических (морально-нравственных) качеств человека (капиталиста), (тут коллективное, а тем более общественное владение размывает эту зависимость), то можно говорить что система капитализма, все возможные плюсы, резко становятся минусами, ведь частное лицо в своём поиске выгоды формирует разрушающие качества человека.
Именно это фактор, замалчивается в среде капиталистов (экспертов и учёных), при этом законодательные решения (законы) часто поддерживают и защищают рост капитала, а значит возможное снижение моральных основ владельцев капитала и ресурсов, стимулирует среду авторитарного подхода к управлению рабочими, а это форма примитивных отношений, учитывающий принцип выгоды для себя, т.е. отношений хищника и жертвы.
Другими словами, всё что находится в области проявления морально-нравственных качеств капиталиста подвержено рискам эгоистичного (паразитического) подхода, при чём стимулируемого правилами и законами, которые (в основном) способствуют защите интересов капитала его работы и существования, его властных интересов с последующим сохранением и даже снижение уровня нравственных и моральных качеств, которые необходимы для дальнейшего накопления капитала, т.е.
возможность легко переступить через некоторые морально-нравственные принципы, в поле возможностей найти лазейку в законодательных решениях защищающих капитал, а значит стимулирование использования капитала в разрушительных целях.
(Под понятием капитал, я подразумеваю не только некий денежный вал или собственность на средства производства и влияния, а и человека или группы частных лиц, владеющего(управляющего) этим валом, ведь без человека это просто куча бумажек и материала, т.е. в отрыве от управляющих основ это нельзя назвать это капиталом.)
И далее..
Если, проследить всю цепь движения капитала от производства – продажи – покупки, то можно увидеть, что самый последний, в этой цепи, обязательно оказывается с минусом количества и/или качества своего благосостояния. Это своего рода пирамида пищевой цепи, в которой самые низшие кормят тех, кто выше, и только ускоренный круговорот пищи в этих низах, а это круговорот ускоряется по мере накопления благ и разнообразия (сейчас он на пике), снижает время ощущения дискомфорта, даёт ощущение что всё нормально, т.е., человек (низов), по сути, не успевает опомниться (снижается время для накопления противоречий) или просто ждёт и терпит, по принципу «пусть сейчас мне не повезло, но завтра все будет намного лучше», и хотя такие ожидания бывают, сбываются, ведь в области разнообразия жизни (общества) и высоких скоростей обмена, всегда может произойти, что то положительное, но с другой стороны кому то, всё же, не повезёт (а это как правило низший слой пирамиды, т.е. большинство), но эта мечта не только сдерживает тех, кто оказался в самом низу и испытывает дискомфорт, но и тянет уход от активной жизни, (уход в наркоманию, пьянство, преступность).
Это конечно, снижает классовые противоречия, но создавая риски жизни (психологические травмы) и страдания тех, кто рядом, кого любят, т.е. стимулирует накопление противоречий, создавая условия разрушения морально-нравственных устоев общества, т.е. напряжения в общении, которое легко может перейти в реакционное (революционное) проявление.
Как видим в системе капитализма, идёт снижение морально-нравственных качеств не только держателей капитала, но и тех кто на это капитал работает. Образ Пирамиды, это система, показывающая, что эксплуатация существует, и она уже стала системной, т.е., те, кто повышает своё благосостояние за счёт последних в этой цепи, становятся соучастниками в отчуждении части труда и благ у тех, кто ниже в цепи круговорота капитала. То есть, они становятся соучастниками процесса эксплуатации, только уже не отдельно человека человеком, а некой группы (класса), а сейчас, если рассматривать глобально, пирамиду работы мирового капитала, то можно увидеть что граждане, как правило, развитых и успешных стран и народов, эксплуатируют других граждан целых стран, т.е. являются частью глобальной эксплуатируемой системы, становятся глобальным эксплуататорским механизмом который становится всё более изощрённым по всему спектру отношений сверху вниз, что делает такую глобальную пирамиду, хоть и устойчивой, но всё же гниющей внутри, ведь снижение морально-нравственных качеств общества как целого, ведёт не только к расслоению, но и к разрушению общественных (социальных) начал человека.
Другими словами, мы сейчас в процессе глобальной деградации человека, как социального существа, особенно если судить по развитым странам. Мы сейчас в рабстве «комфортного окружения», оно появилось в форме накопленных благ, которые так или иначе нас окружают и частично доступны, пусть они нам и не принадлежат (отчуждены), но всё же создают фон (видимость) комфортного порядка, и это существенно меняет наше отношение к жизни (к эксплуатации). Мы не замечаем, как оказались в рабстве техники и технологий.
Если выделить механизмы нашей РАБолизации, то увидим что.
1.) Нас обложили правилами поведения (законами), из нас делают взрослых детей, зависимых от власти и держателей капитала (частных лиц), мы как раньше прислуга(рабы) живущие рядом в дворце своего рабовладельца (золотой клетке), созерцаем внешний комфорт прекрасных «дворцов» (тех. окружения), но ни чем не владеем и имеем ограниченный доступ, к этим отчужденным благам.
2.) От нас требуют примитивности в общении (особенно это заметно на фоне навязываемых отношений полов ЛГБТ), поощряется алкоголь, игромания, наркомания.
3.) Образовательный уровень снижается, власти не нужны умники, думающие, ищущие, власти нужны подчинённые, в обязанности которых входит поддержание порядка, правилам поведения выгодным нашей власти их принципам управления, если отказываемся нас могут выбросить на обочину жизни.
4.) Нас толкают в искусственное (примитивное) качество жизни, создаваемое частными лицами (держателями капитала) их предпочтениями и желаниями, для своей пользы, где деньги и власть основа общественных отношений, например, чем выше уровень монетизации, тем выше уровень нашей зависимости.
Это список можно продолжить, но главное, что уже можно сделать вывод, что мы как вид жизни утратили связь с нашей природой, той части нас, как социального существа, стимулируя наши животные качества. И это на фоне растущей силы технологий и техники, и что самое плохое, её способности разрушать, что делает нас очень опасными по отношению всей жизни на Земле (не только нас).
Как видим, всё начинается с простого присвоения прибавочной стоимости и отчуждёние труда и благ человека человеком, т.е. эксплуатации, и хоть мера эксплуатации размывается, но она существует в разности получения благ, т.е. одни становятся миллиардерами, а остальные остаются при своём. То есть суть ЗЛА в самой системе, её нельзя исправить методами законодательных ограничений, если не исключить всякую возможность присвоения прибавочной стоимости и отчуждения труда и благ человека человеком.
Конечно, это уничтожит систему ценностей, в которой мы живём (капитализм), изменит форму накопления и управления капиталом. Но если мы хотим построить общество справедливого распределения, то должны это сделать.
ШВО (часть 1)
Комментарии
Одного раза было недостаточно. Нужно повторить, чтобы уже твердо убедиться, что лишить стимула наживы предпринимателя, то, как и было, будет он ходить и сидеть на работе, работая "как все". Получая по месту прописки талоны на колбасу и мясо.
И социализм это не Отнять и поделить, это когда обобществлённая собственность доступна всем, что снимает борьбу за эту сосбтвенность, а в сочетании с снижением м.-нравсвенных качеств способтвует множетсву преступлений, т.е. если уравнять (уравновесить) качества жизни граждан, то исчезнет стимул к борьбе(конкуренции), а с этим и преступлениям.
Противоречия разрушают защищённость, и если богатые окружают себя высоким "забором", то бедные оказываются незащищёнными... не думаю что вам и вашим детям это нравится.
Ведь защищённость для всех важная часть системы социализма/коммунизма, но не капитализма.
Уж, не взыщите и не обижайтесь.. Просто я все это реально пережил созданием и работой еще в 90-х.
Наш народ склонен выбирать между радикальными противоположностями, обычно противопоставляя знаемое - "социализм" и капитализм.
Испытали и то и другое, причем во всей красе непримиривых радикальных вариантов.
Убрать частный капитал и тем самым снять причины разрушения социума и отчасти преступности нашего бытия?
Я помню нашу жизнь там, в социализме. Хочу ли я туда? - Нет. Меня даже не прельщает фактор равенства людей социума..... в бедности и нехватках всего в той нашей жизни.
И сейчас я противник нашей безвольной серой власти.
Социализм создается и в капитализме, причем настолько неплохой, что куда лучше нашего "застойного" тогда.
Нужно государственное управление социальными условиями. Нужны нормы и контроль, нужен правопорядок, о котором господин Путин забывает столько лет, сколько он находится у власти. Нужно то от государства, что называется законами и направлены на ограничение и обязанностей работодателей и трудящихся..
Просто по мере накопления благ снижается и эксплуатация, но если социализм развивался 300 лет , то и он мог накопить достаточно благ, что народу жилось так же хорошо.
(тем более не так много стран живут хорошо)
Все это - философия, настоящий экономист сконцентрирует свое внимание на формирование в обществе платежеспособной стоимости труда. Я все это изложил на примере оплаты труда пекаря и продавца.
Короче: Тот, кто не дотуркается до этой сути является лишь болтуном с подвешенным языком, начитанный неуч, кто не состоянии понять суть дела каждого звена в логической гармонии.
Логика вне всеобщей гармонии со своим окружением - это лишь хрупкая связь звеньев в логической цепы.
"...по мнению марксистов, эксплуатируют рабочего не только собственники предприятий. Опосредованно в этом принимают участие торговцы и посредники, государство, собственники земли, банки и их вкладчики.»..."
Об этом я высказался на простом языке, когда указывал, что хозяин предприятия и государство вместе должны участвовать в формировании баланса стоимости труда в разных отраслях экономики и.т.д. .
Президент (самозванец) СССР