Нечто и ничто. Метафизические размышления.

Вопреки установившимся философским канонам, именно соотношение понятий ничто и нечто, как я полагаю, являются центральными в теоретической философии. Хотя бы по той простой причине, что понятия нечто и ничто являются более общими, чем продуцируемые как основной вопрос философии - отношения сознания к материи и духа к бытию. И это абсолютно справедливо, поскольку   все сущее, каковыми, несомненно, являются материя и сознание, содержательно, представляя собой нечто, которое можно имплицировать семантически или логически, с помощью математического аппарата. С более сложной и затруднительной задачей мы сталкиваемся, когда попытаемся дать определение понятию ничто. Проблема возникает уже на психологическом уровне, поскольку, накопленный человечеством опыт указывает не невозможность существования ничто. Семантически фраза «существование ничто» содержит в себе противоречие, так как существовать уже является отрицанием ничто, а ничто как таковое есть определение ничто. Ничто – это несуществование, а о несуществующем возможно говорить только в контексте отрицания существования сущего, бытия. То есть ничто – это отрицание существования материальной действительности, бытия как такового. Верить в ничто, в несуществующее, с точки зрения материального бытия – это именно акт веры, а не научного познания: невозможно судить о том, чего нельзя считать. О ничто, как о возможно существующем, можно рассуждать лишь в том случае, если в материально сущем есть нечто, что не поддается объяснению в рамках самого материально сущего, и требуется гипотеза существования некой иной, альтернативной реальности, когда ничто обретает черты нечто. Как видим, обязательным атрибутом нечто есть существование, проявление себя. Ничто не может быть нечто, если оно не отвечает условию каким-то образом проявлять себя, указывать на свое хоть и невидимое, но присутствие. Нечто сущностно, содержательно, информативно по своей природе, в то время как ничто – отрицание нечто. Семантически понятия нечто и ничто близки или сходны понятиям бытие и небытие. С одной только разницей, что бытие и небытие обладают актуальной значимостью, а нечто и ничто могут быть как проявлениями и бытия и небытия одновременно. В самом деле, разве наша жизнь не есть одновременно единство нечто и ничто, ведь все, что вчера еще было живое, дышало, говорило и ходило, сегодня кануло в ничто, как будто его и не было. Небытие как таковое тоже не может быть ничто, поскольку содержит в себе память о прошлом бытии, косвенно указывая на свою связь с наличным бытием, соотносясь к нему как прошлое к настоящему. Поэтому, являясь отражением изменчивого материального бытия, небытие – это одна из сторон бытия, а значит, обладает таким же бытием, является такой же реальностью, как и сам материальный мир. Следовательно, бытие и небытие – две формы существования нечто, действительно сущего, поскольку, включая в себя бытие и небытие, сущее не может быть ничем иным, кроме как нечто. Проявляя собой как ничто, в связи с изменчивостью материального мира, сменяемостью бытия на небытие, нечто, таким образом, это ни что иное, как познанное, проясненное ничто.

2
1209
1