ЖИВОЕ СЛОВО БОРИСА КЛИМЫЧЕВА (К 90-летию поэта, писателя и журналиста)
На модерации
Отложенный
Борис Николаевич Климычев (01.06.1930 – 14.09.2013) – поэт, прозаик, журналист и бард.
1 июня 2020 года прозаику и поэту, в течение 10 лет (в 1996 – 2006 годах) руководившему Томским региональным отделением Союза писателей России и почётному гражданину города Томска – Борису Николаевичу Климычеву, исполнилось бы 90 лет.
Он родился в Томске, в небогатой семье. Отец его – Николай Николаевич был часовых дел матером в артели «Рекорд», а мать – Мария Ивановна работала делопроизводителем. А когда глава семейства ушёл на фронт, стала техноруком его артели, где и проработала до окончания Великой Отечественной войны. В эту же артель был принят учеником часовщика одиннадцатилетний Борис Климычев.
Война нанесла серьёзные потери старшему поколению их рода. Его дед по материнской линии Иван Иванович Карунин был донским казаком, женился он на уроженке Воронежской области Марии Сергеевне Рябинцевой-Ткаченко. Семья Каруниных переехала в Сибирь, в село Поломошное, которое находится в нынешней Кемеровской области. Здесь у Каруниных родились младшая мамина сестра Лидия Ивановна и младшие братья Петр Иванович и Леонид Иванович (он впоследствии погиб в бою под Сталинградом).
Петр Иванович тоже воевал, получил ранение и стал боевым офицером, а после войны преподавал в Новосибирском военном училище.
Всё семейство Климычевых, а у дедушки писателя выросло семеро детей, было кладезем талантов. Как вспоминает сам Борис Николаевич: «отец мой в юности выступал в театре «Интим» в составе популярного квартета, исполнявшего куплеты на местные темы. Текст сочиняли отец и его друг Сваровский, тоже участник квартета. А дома у нас по выходным дням устраивались замечательные концерты. Все братья Климычевы владели многими музыкальными инструментами.
У всех был музыкальный слух и великолепные голоса. Мама моя тоже играла на гитаре и пела. Не случайно, когда я поступал в Томское культпросветучилище, экзаменатор сказал мне, что у меня – идеальный слух…».
Но через год Борис всерьёз увлёкся поэзий и журналистикой и музыканта из него не вышло, хотя гитара так и осталась его подругой на долгие годы.
Отец Бориса – погиб на фронте. А сам он, приученный за годы работы в часовой артели к скрупулёзному и вдумчивому отношению к делу, так же тщательно и неустанно овладевал азами журналистики и приобщался к тайнам стихосложения.
Первые стихи молодого поэта были опубликованы в газете «Социалистическая Караганда» в 1948 году, в год его совершеннолетия. А в 1958 году Борис Климычев выпустил первый поэтический сборник – «Красные тюльпаны».
Стихотворные сборники Бориса Климычева
Всего в издательствах Ашхабада, Москвы и Томска было издано девять поэтических книг Бориса Климычева. Кроме этого, стихи его часто печатались и печатаются до сих пор во многих «толстых» журналах.
В 1950 году Борис Климычев был призван в ряды Советской армии и попал в город Ашхабад, где не только принимал активное участие по устранению последствий ужасного Ашхабадского землетрясения 1948 года, но и начал активно печататься, став корреспондентом республиканской газеты «Комсомолец Туркменистана». Там же закончил он и Ашхабадский университет.
Проработав в Туркменистане десять лет журналист и поэт возвратился в Россию и поездив по её городам весям, закончил свою «одиссею» в родной ему Томской области. Здесь он работал в районных и городских газетах – в Зырянке, в Шегарке, в Асине, в Кожевникове, в Стрежевом, и наконец, в Томске...
Ну а первая его повесть вышла в свет в Новосибирске, в Западно-Сибирском книжном издательстве, в 1981 году.
И называлась она «Часы деревянные с боем».
Проза Бориса Николаевича Климычева
Вот как оценила это первое произведение писателя литературный критик, доцент ТГУ, кандидат филологических наук Римма Ивановна Колесникова:
«Борис Климычев был известен как поэт. «Часы деревянные с боем» – его первое прозаическое произведение. Детская по жанру «повесть для среднего школьного возраста», по содержанию это воспоминания, написанные опять-таки поэтом. Тем, который «много поездил и многое повидал». Но сохранил «внутренний свет», совпавший с «детским» жанром. В повести с большим знанием дела рассказывается о тонкостях работы часового мастера, нарисованы живые картинки Томска довоенного и в первые суровые годы войны.
…Даже искушенный в знании Сибири читатель найдет здесь немало информации о жизни томского мещанства, мастеровых, мелких служащих, всего городского люда.
За всеми этими «чудесами» одна неизбывная, жгучая, нежная, острая, ностальгическая тоска по крепкому роду, каким он мог быть...»
Но не только «тоску по роду» можно уловить в прозе Бориса Климычева. Писателю, родившемуся в день, ставший сегодня Международным Днём защиты детей, не чуждо в творчестве его подростковая жажда прикосновения к чуду, ожидание подвига и чисто детская увлечённость хитросплетениями сюжета. В чём-то перекликаясь с произведениями Максима Горького «Детство» и «Мои университеты», книги его напоминают и авантюрные повести Луи Буссенара, и приключенческие по своему духу романы Жюля Верна.
Вот что говорит о более поздних романах писателя заведующий отделом критики журнала «Сибирские огни» Владимир Яранцев:
«Борис Климычев, автор многих книг поэзии и прозы, живет и пишет в Томске – городе не только старинном, 400-летнем, но и до сих пор хранящем много загадок.
Рассматривая три последних его романа, в которых его необычный реализм достигает определенных высот («Кавалер Девильнев», «Прощаль», «Надену я чёрную шляпу…»), можно заметить их несомненное единство, позволяющее объединить их в трилогию жизни трех поколений Томска.
…Но в целом писатель, по сути, говорит о сибиряках и сибирской породе как уникальной общности, народе, сочетающем в себе суровый характер жителя малоосвоенных земель, резко континентального климата и неунывающее озорство человека предприимчивого, мастеровитого и бездонно талантливого...».
Эта юношеская непосредственность становится заметной не тогда, когда он занят повседневными заботами и делами, а в его встречах с людьми, с теми, кто на яву воплощает героев его произведений.
На встрече с читателями в МБ «Северная» с верной подругой – гитарой
Да, Борис Николаевич, как отмечают многие, был человеком сложным. Но ведь недаром же народная мудрость гласит: «Простота – хуже воровства!». И скорее всего его истинная суть, его душа, в обычной жизни была связанна незримыми нитями условностей и негласных правил, которых так много было в среде советских писателей, что он чувствовал себя свободным только за своим столом, создавая невероятные и увлекательные произведения или в непосредственном общении с людьми, со своими читателями и почитателями его талантов.
Жить так, чтобы на душе был праздник
Бывает так, что промелькнёт человек ярким метеором в окружающей нас реальности и погаснет, и памяти о нём не остаётся. А бывает и наоборот – человека нет с нами, а память о нём жива.
Уже после его ухода из жизни в год его 85-летия клуб «Сибирский краевед» при муниципальной библиотеке «Сибирская» под руководством Виктории Ивановны Левашовой провёл 7 октября 2015 года первый вечер памяти Бориса Климычева, под слоганом «Поэт шагает по Тверской…», заставкой к которому стало одноимённое стихотворение Николая Хоничева. На нём томские литераторы и краеведы вместе с дочкой писателя – Юлией отдали дань памяти нашему земляку.
А в день его 87-летия в Томской Областной Детско-юношеской библиотеке прошли «Климашевские чтения» в память о нём и его творчестве...
Книжная выставка на «Климашевских чтениях» в Томской Областной детско-юношеской библиотеке (01.06.2017г.)
На них была сделана выставка книг нашего земляка, прозвучали посвящённые его памяти слова наших литераторов и краеведов. Проходят подобные вечера памяти и муниципальной библиотеке «Сибирская»
Но самыми значимыми на них всё-таки остаются живые слова Бориса Николаевича, обращённые к нам, его читателям:
Пусть «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся», но то, что все произведения Бориса Николаевича Климычева написаны «живым, неумирающим словом», это – правда!
Игорь Яскевич,
член клуба «Сибирский краевед» при МБ «Сибирская».
Комментарии